Как в Пензе выживают малые театры?

Как в Пензе выживают малые театры?

Как только в стране наступает кризис, начинают экономить на культуре. Хотя именно в тяжелые времена необходимо поддерживать ее всеми силами

Накануне Дня театра (27 марта) мы решили узнать, как живут пензенские малые театры сегодня. Выяснилось, что на днях чиновники отказали театрам в постановочных деньгах. Стало быть, прощай, премьеры?

Зарабатывайте сами!

Таков лозунг сегодняшнего дня. По силам ли это нашим небольшим театрам в кризисное время и чем им помогает Управление культуры области? Первым, кому я адресовала этот вопрос, стал обладатель премии «Золотая маска», художественный руководитель нашего самого титулованного театра «Кукольный дом» Владимир Бирюков.

— Для нас ничего не изменилось, — ответил он. — Нас и раньше особо не поддерживали, куда уж теперь. Даже на 70-летие театра не дали ни копейки. Мы давно сами зарабатываем на постановки, костюмы. Но при нынешних растущих ценах этот заработок уменьшился вдвое, а давая спектакли в районах для десяти зрителей, работаем в убыток, потому что ГСМ не оплачивают.

Повышать же цены на билеты Владимир Иванович считает и бессмысленным, и безнравственным. Бессмысленным потому, что платежеспособность пензяков не так высока, как в Москве. Если в столице билет на спектакль «Убить Кароля» продают за 3 тысячи рублей, то в Пензе — за 150. Безнравственным потому, что зарабатывать на детях стыдно.

— Театр, особенно детский, необходим для духовного развития человека, — говорит Бирюков. — Он преподает уроки добра, любви, милосердия, чести.

Хочешь, я убью соседей?

В «Кукольном доме» по-прежнему играют спектакли в маленьком душном зальчике. Владимир Иванович, похоже, потерял надежду на строительство сцены в большом зале.

В то же время в Пензе планируют возвести здание ТЮЗа с двумя залами на 250 и 500 мест. Мое робкое предположение, что кукольники переедут туда в будущем, вызвало у Бирюкова язвительную усмешку.

— А вы хотели бы жить в коммунальной квартире с общей кухней и ванной? — задал он мне встречный вопрос. И, глядя на мою реакцию, сказал: — Вот и мы не жаждем жить с соседями. Кто будет руководить этим зданием, как оно будет финансироваться? Какие творческие задачи будут решаться? У наших коллективов они абсолютно разные. Мы и интересны зрителям тем, что мы разные.

Если рассматривать два зала как прокатные площадки для других культурных мероприятий, то в городе таковых немало — зал «Молодежный» на 460 мест, залы ЦКиД им. Кирова на 900 мест, зал областной библиотеки им. Лермонтова на 500 мест, СЗК «Дизель-Арена» на 5500 мест плюс филармонический комплекс. Вполне достаточно для такого города, как наш.

Бродячие артисты

Труппа же многострадального ТЮЗа, поменявшего с 1989 года немало сцен (Дворец детского и юношеского творчества на Бекешской, ДК «Дружба» в районе завода медпрепаратов, центр хорового искусства «Октябрь» и, наконец, ДК «Маяк»), ждет не дождется своего звездного часа. Проект готов, здание театра обещают построить в 2016 году в районе улиц Калинина и Богданова, на месте многолюдной когда-то барахолки.

Место это вызывает споры и среди людей культуры, и среди обывателей. Когда мы осматривали площадь бывшего рынка, нам удалось поговорить с несколькими горожанами. Прихожанку Введенского храма Татьяну Филиппову, например, смущает близость будущего здания уже к церкви.

— Ведь известно, что актеров раньше даже хоронили за пределами православных кладбищ… — говорит она.

А живущую рядом мать двоих детей Елену Потапову местоположение вполне устраивает.

— Давно прошло то время, — возражает она. — Сегодня священники дают благословение актерам на работу в театре. Пример тому — народная артистка РФ Екатерина Васильева. Да и задачи воспитания молодого поколения у церкви и театра не сильно расходятся.

Актеры ТЮЗа о месте не думают, им бы переехать скорее в специальное для театра здание, а не приспособленное под эти цели.

К тому же у них проблема: на сегодня ДК «Маяк» не соответствует требованиям противопожарной безопасности, и артистам не разрешают играть. Спектакли идут на других сценах города, в школах и клубах.

Надежда на родную сцену осталась: из городского бюджета выделены деньги на выполнение требований пожарной службы.

Годы скитаний не прошли для театра даром — текучка кадров. Труппе нужны актеры, а актерам — жилье и зарплаты. На аренду жилья для творческих сотрудников денег в бюджете не заложено, а койко-место в общежитии для молодого, полного жизни творческого человека не выход. Снимать квартиру зарплата не позволит.

Посчитали стулья

Такие же проблемы с актерским составом испытывает и Театр Доктора Дапертутто. К счастью, это не сказывается на качестве его постановок – они всегда оригинальны, необычны и глубоки по смыслу.

Не подстерегает ли здесь другая опасность? Вдруг и у нас найдется реформатор-чиновник, который решит, что в театре перешли грань, замахнулись на святое и надо наложить запрет?

— О чем вы говорите! — недоумевает художественный руководитель Дома Мейерхольда Наталия Кугель. — Они в нашем театре не бывают и не интересуются нашим творчеством. А потом, в Пензе нет ни одного профессионального критика, чтобы решать такие вопросы.

И все же чиновники дают свою, весьма своеобразную (!) оценку работе театра. Ему присвоили IV (самую низкую) категорию, по которой определяют порог зарплаты руководителя, а значит и коллектива. Критерием оценки выбрана не популярность театра, не качест­во постановок, а количество мест в зале — 60!

Недалеко, кстати, ушел и «Кукольный дом». Ему присвоили предпоследнюю, III категорию: тоже не могут похвастаться количеством кресел. Ну не золотые же маски принимать во внимание?
Причем это чисто пензенское изобретение. Таких критериев оценок театров ни в одном городе страны нет. Переройте весь Интернет — не найдете.

Планов у художественного руководителя миллион, но работать в таких условиях, когда не найти актеров на мизерные зарплаты, нет зала, нет репетиционных комнат, невозможно. Она даже подумывала уходить… Кстати, Владимир Бирюков пока руководит Ульяновским театром кукол дистанционно. Но кто знает…

Может, все-таки постараться им помочь? «Кукольному дому» — с реконструкцией зала, труппе Наталии Кугель — с постройкой небольшого здания во дворе.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное