Вячеслав Шмыров о «Матильде»: Давайте не будем предвзятыми и глупыми
В Пензе знаменитый киновед прокомментировал шумиху вокруг картины Алексея Учителя
В среду, 25 октября на открытие фестиваля «Маскерадъ» в Пензу приехал киновед, продюсер, член Российской академии кинематографических искусств, преподаватель ГИТИСа Вячеслав Шмыров. Пензенские журналисты спросили его мнение о шумихе вокруг фильма «Матильда», который сегодня, 26 октября, стартовал в российском прокате.
Девушки должны рыдать
— Историческая личность должна мифологизироваться. Это всегда дорога в бессмертие, это надо понимать. Поэтому обвинение в недостаточной историчности фильма неправомерно — он на нее не претендует. Но все равно вырывается на просторы истории, заканчивается Ходынкой (когда две тысячи людей погибли), это очень волнующий момент.
Вместе с тем это мелодрама, красивая любовная история, над которой должны рыдать такие девушки, как Поклонская. А они почему-то занимаются политическими инсинуациями, будоражат страну, православных людей, которые поверили в негатив.
Все это неправильно. Фильм, прежде всего, должен выйти, потом можете протестовать, а может выясниться, что и повода для протестов нет. Иногда судят фильм по сценариям, и порой и по аннотациям.
Придираться можно
Фильм дает интересную дилемму, которую надо воспринимать именно в мелодраматическом русле любовной истории: если бы Николай Александрович не поддался страсти, не остался верен своему долгу наследника престола, может быть история России была бы другой.
Конечно, к картине можно придираться, но мы не знаем теперь, каким было бы отношение к ней зрителей, если бы она вышла в прокат в нормальных условиях. А теперь мы видим бесконечную политизацию со всех сторон. Конечно же, и Алексей Учитель, и люди, которые ее запускали, не ожидали такого поворота. Бюджет картины огромный: в нее вложены 15 млн долларов.
Хоть как-то, хоть где-то
Наше кино, если оно хочет существовать на уровне массового сознания, должно конкурировать с Голливудом. Хоть как-то, хоть где-то. Иначе у нас будет только арт-хаусное кино, которое смотрят исключительно на фестивалях избранные люди.
Наше массовое кино в основном построено по двум калькам — советской (как новый «Экипаж» и «Легенда номер 7») и по голливудской. И вдруг возникает новая калька — некая система образов, которая построена на мифологизации русской истории. В этом нет ничего страшного. Почему можно снимать такой фильм как «Гусарская баллада»? Мы же не встаем в позу, не говорим «сколько людей пострадали в войне 1812 года, а вы сняли оперетку»? Давайте не будем предвзятыми и глупыми. Это нормальная история, которая превращается в миф — такой способ сохранения истории, так ее лучше запомнят.
Выбор за зрителем
Те, кто обвиняет режиссера в пиаре, не правы. Последние две недели на федеральных каналах о фильме не упоминают. Вся реклама убрана и деньги возвращены. Любой маркетолог вам скажет — реклама работает тогда, когда она необходима. Да, есть ажиотаж на премьерах. А дальше-то должны просто пойти зрители. Представить в государственных масштабах такую пиар-компанию просто невозможно.
Со времени черносотенного «Союза русского народа» подобных прецедентов в России не было.
Напомним, что в Пензе от проката «Матильды» отказались два кинотеатра. Три — предоставили пензенцам возможность составить свое мнение о фильме.
Читайте также:
В Пензе киновед пояснила отказ от «Матильды» двух кинотеатров
Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER