Виктор Лазуткин поставил себе памятник при жизни

Виктор Лазуткин поставил себе памятник при жизни

Пенза простилась с личностью большого масштаба, с замечательным человеком, созидателем по природе своей и патриотом

Виктор Александрович был таким мощным, энергия била из него ключом, и, казалось, что уж этот-то человек проживет 100 лет. Увы, онкология. Психологи говорят, болезнь обиды. А что? Каково было пережить Виктору Александровичу свою невостребованность в родной области, когда он вернулся сюда после того, как дважды избирался депутатом Государственной Думы.

Он, конечно, не пропал — занялся предпринимательством. Но была в том вопиющая несправедливость. Человека с таким огромным опытом хозяйственной, политической деятельности, с такими организационными способностями, так знающего сельское хозяйство, экономику, дорожное строительство, возглавлявшего Законодательное собрание, недооценили...

Наряд ребятам
Виктор Александрович Лазуткин не выбирал легких дорог в своей жизни — он их прокладывал. В этом и врожденный характер, и воспитание. Его отец в годы Великой Отечественной войны командовал артиллерийской батареей, дошел до Берлина. С фронта домой принес не только ордена и медали, но и осколок снаряда в позвоночнике, который торчал рядом с артерией. Удалить его в полевых условиях было невозможно. А потом врачи говорили: «Лучше не трогать. Только берегитесь, физические нагрузки вам запрещены».

Отец выбрал профессию бухгалтера. Работал в совхозе «Потловский» Колышлейского района — хозяйстве, преуспевающем во многом благодаря его уму и знаниям.

Но мирная профессия не умерила в Александре Матвеевиче военных привычек. И три его сына (а в семье были еще и три дочери), каждое утро, просыпаясь, находили на столе листок, озаглавленный так: «Наряд ребятам». Ниже следовало несколько пунктов: выкопать яму под колодец, полить огород и т. д. Это был приказ, и все интересные занятия, типа рыбалки, футбола или катания на лыжах (если зима), откладывались до выполнения «наряда».

Открыл глаза — за работу!
Вот такому ритму и следовал Лазуткин всю жизнь. Открыл утром глаза — за работу! И никаких отговорок. Успевал делать так много, что удивлял друзей-товарищей и даже вызывал зависть.
В сельскохозяйственном институте, куда он поступил учиться на механический факультет, его считали богатеем.

— Мой суммарный доход был больше, чем зарплата председателя колхоза, — смеялся, вспоминая, Виктор Александрович.
Перечислял «источники»: повышенная стипендия, подработка ротаторщиком (ротатор — множительная техника), научная работа по договору с ГОСНИИТИ и контрольные для заочников по математике, теоретической механике, физике (для него, решающего в уме тройные интегралы, это не составляло особого труда).

Но вот какая особенность была у Лазуткина смолоду: он не только к собственному благополучию стремился — он хотел, чтобы все люди жили хорошо.
И когда после непродолжительной работы главным инженером в колхозе «Советская Россия» его назначили директором совхоза «Чапаевский» Колышлейского района, он вплотную приступил к созданию этой хорошей жизни в отдельно взятом хозяйстве.

24-летний директор сумел выбить лимит на проведение природного газа в село Пановку, построил новые коровники, жилье, начал прокладывать дорогу с твердым покрытием до райцентра…
Перспективного руководителя вскоре перебросили на более крупное хозяйство — в совхоз имени Октябрьской революции (село Колтовское) того же Колышлейского района. Там у Виктора Александровича был такой режим: вставал часа в четыре утра, обходил коровники, свинарники, все свое хозяйство, потом собирал планерку, чтобы дать «наряд ребятам».

А «ребята» в Колтовском жили при Лазуткине все лучше и лучше. Вот когда уместно сказать о роли личности. Приходит один человек — и все расцветает вокруг. Не волшебник — просто пашет, просто мозги хорошие и душа живая.

Вот это результат!
Семь лет проработал Виктор Александрович директором совхоза. Когда начинал, было в хозяйстве 8 тысяч голов скота, когда уходил — стало 22 тысячи.

При нем в село провели газ, построили 23 километра дорог, детский сад, школу, обеспечили всех сельчан жильем. В клубе организовали музей. До всего у него доходили руки. Но…
— Я даже не знаю, когда дома бывал, — говорил он с некоторым чувством вины.

Ведь тогда у него уже была семья, росли три дочери. Благо жена Вера, агроном по профессии, понимала и поддерживала мужа.

В Колтовском он получил первую большую награду — медаль «За трудовую доблесть».

Еще пять лет продолжался сельский период жизни Лазуткина. Эти годы он был председателем исполкома Колышлейского района и оставался верен своей тактике, подводя к селам газ и строя дороги — две артерии жизни, благодаря которым развиваются производства, улучшается качество жизни людей.

И в городе пригодился
Перебрался Лазуткин в Пензу, когда был избран председателем правления «Агросервиса». И не замедлил проявить свою новаторско-созидательную натуру, наладив поставку в область сельхозтехники и запчастей напрямую, без посредников.

В лихие 90-е он успел поработать первым заместителем главы администрации Пензенской области и покрутиться в бизнесе, став президентом АОЗТ «Евромост».

В 1998 году Лазуткин — директор Федеральной дирекции автодороги «Москва–Самара», через год — начальник Федерального управления автодорог «Большая Волга». Даже в сухих официальных характеристиках этот период его жизни назван ярким.

С его именем связывают строительство автомагистралей и реконструкцию дорог в Поволжском регионе. А Пензенская область по темпам и объемам строительства дорог в те годы вышла в число передовых в России.

За личные заслуги в 2000 году он награжден орденом «Знак Почета».

Надо ли удивляться тому, что на выборах депутатов Законодательного Собрания в 2000 году Виктор Александрович получил один из самых высоких процентов голосов. И на первой же сессии его избрали председателем.

Годы, успехи и невзгоды, опыт работы в бизнесе не притушили его желания и стремления работать именно ради людей. Ни идеология, ни ее отсутствие не могут сбить с толку представителей того поколения, к которому он принадлежит.

В Законодательном Собрании при его непосредственном участии приняты многие законопроекты по социально-экономическому развитию области. Тогда еще не было в ходу словосочетания «социально ориентированный бюджет». Но именно к этому стремились депутаты третьего созыва.

Уровень федеральный
В 2003 году Лазуткин был избран депутатом Государственной Думы. И вел деятельность уже более масштабную, будучи заместителем председателя Комитета по строительству, науке и наукоемким технологиям. Курировал дорожную отрасль страны.

А что касается родной Пензенской области, тут у него была одна забота — привлечь как можно больше денег, «пробить» решения о финансировании пензенских объектов, проектов, отраслевых программ. И это у него получалось.

Работать было легко, а вот жить в столице — трудно, потому что он скучал по своей малой родине. И именно в эти годы начал заниматься восстановлением храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Черкасском, что в трех километрах от его родной Потловки.

Дань малой родине
Этот храм, царящий над округой, Виктор Александрович любил с детства как символ Родины. Куда ни пойдешь, отовсюду были видны зеркальные купола над мощным гармоничным сооружением из красного кирпича. Но со временем купола потускнели, а после того, как с крыши сняли железо, и стены начали понемногу рушиться.

Чем еще дорог ему этот храм… Году в 1967 приехали в село специалисты взрывать его. И спас святыню отец Лазуткина. Начал незваных гостей угощать, а мужикам сельским шепнул: везите, мол, в церковь семена кукурузы из складов.

Взрывники сунулись, а в храме — царица полей, любимица главы государства Никиты Хрущева. Стали докладывать по инстанциям, да так и уехали ни с чем.

Виктор Александрович, рассказывая о храме, сказал удивительную фразу:
— Тоска по нему была у меня всю жизнь…

С благословения владыки Серафима Виктор Александрович начал восстанавливать храм вместе со священником, которого прислала епархия — отцом Геннадием (в монашестве отцом Павлом). Сначала вкладывал свои деньги. Но храм огромный, нужны были миллионы.

Искал спонсоров. Газпромовцы тогда проводили реконструкцию дома в музее-заповеднике «Тарханы», по ходатайству Лазуткина и к храму подключились, дорожники помогали.
Приезжая в Черкасское, Лазуткин руководил работами, сам гайки крутил.

— И вот что удивительно, — вспоминал он. — Чего-нибудь не хватает на стройке — еду в Пензу. По пути — ни одного красного светофора, всю дорогу зеленый свет. Лечу как на крыльях. И так было несколько раз…

За 2,5 года огромный храм был восстановлен. Виктор Александрович часто бывал в родных краях. И рассказывал, как радовалось его сердце всякий раз, стоило только увидеть сияющие купола храма.

А как по-доброму вспоминают его земляки. Сегодня у них и газ есть, и вода проведена в дома, а вот духовной опоры, веры не хватало. И получается, что Лазуткин, следуя зову своей души, опять-таки для людей совершил свой маленький подвиг, открыв им и себе дорогу к храму.

И этот мощный красивый храм всегда будет связан с его именем, будет стоять как памятник такому же красивому и мощному человеку.

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное