Композитор, чьи песни пели Бабкина и Шаврина: «Шемышейка — центр мира»

Композитор, чьи песни пели Бабкина и Шаврина: «Шемышейка — центр мира»

Его увертюра, посвященная полету Юрия Гагарина, звучала на всю страну в исполнении оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения

Дружба превыше всего

Нашему знакомству с Юрием Александровичем Дунаевым более тридцати лет, столько же и нашей дружбе, которая имеет свою предысторию…

Причудлива жизнь, однако же и последовательна. Если бы в свое время Астрахань не соединила крепкой дружбой двух молодых людей — талантливого журналиста Игоря Бодрова и начинающего композитора Юрия Дунаева, то и мне, конечно, никогда бы не по­знакомиться в Пензе с одним из видных представителей отечественной музыкальной классики, каковым является сегодня Юрий Александрович.

К тому времени Игорь Бодров был корреспондентом ТАСС по Пензенской области (и, добавлю, моим супругом), а Юрий Дунаев приезжал из Москвы в Пензу с творческими концертами, в которых участвовала солистка нашей филармонии Лидия Синотова.

В тот год мы встречались ежемесячно. Друзья вспоминали веселую астраханскую молодость, а я накрывала на стол. И всякий раз Юрий садился за пианино пензенской марки, подаренное мне родителями еще в юные годы, и звучала его светлая и умная музыка – исполнитель он замечательный…

Его шемышейское происхождение было для меня некоторой неожиданностью: на потомственного сельчанина он вроде бы не походил. Однако правда и то, что все природно-талантливое, корневое произрастает на земле, а не на асфальте, под небом, а не в духоте напичканных аппаратурой студий.

Рано умершая матушка нашего друга – Анна Андреевна (урожденная Кривцова) — была родом из Шемышейки. Воспитавшие его Евгения Андреевна (тетушка и крестная мать Юрия) и ее супруг Филипп Петрович Блинковы тоже из шемышейских, хотя и жили долгое время в Астрахани. Простые работящие люди, но с глубоким пониманием жизни: разглядели в мальчишке талант, купили рояль и вот ведь — вырастили композитора…

Астраханские посиделки

В конце 80-х Игоря перевели корреспондентом ТАСС в родную ему Астраханскую область. В то же лето нас посетил и Юрий…

Иногда он приезжал в Астрахань со всем своим семейством, но чаще — с дочкой Настей. Волга, рыба, арбузы, а главное — взрастивший его город. В тетушкином доме было по-старомодному уютно, благородно мерцал черным глянцем рояль, отвечая чистыми звуками и замыслам, и рукам композитора.

Иногда мы посещали его домашние концерты, слушали новые произведения, а в заключение — особо любимую Игорем фортепианную пьесу «Вокализ». Говорили о творчестве, о музыкальных и литературных тенденциях, о судьбе и роли талантливой личности в многострадальных российских пенатах.

Не единожды размышления композитора находили место на страницах област­ной газеты «Астраханские известия», которую возглавлял Игорь Бодров, распрощавшийся к 90-м годам с должностью корреспондента ТАСС. В ностальгических наших воспоминаниях фигурировала теперь уже Пенза и «шелестела» своим загадочным именем Шемышейка…

Мы живем, а время делает свое: дом опустел, пришлось его продать, а рояль был торжественно переселен в Астраханское музыкальное училище, где Юрий Дунаев когда-то учился по специальности «Фортепиано», потом преподавал гармонию и теорию музыки, поступив впоследствии в Московский институт им. Гнесиных на композиторское отделение.

Всеобъемлющая музыка

40 лет член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств России Юрий Александрович Дунаев живет в Москве, но по сей день помнит людей, носивших в Шемышейке фамилии Блинковы, Казаковы, Ваняевы, Кривцовы, Юматовы...

Помнит, как вечерами играли на своих послушных гармошках самодеятельные музыканты, как слаженно хором пели, собравшись вместе, сельчане. Впечатления были настолько яркими, что Шемышейка всерьез казалась ему центром мира, пусть и был тот мир размером всего лишь с детство. (Наверное, у каждого из нас есть свой центр мира.) Не с того ли раздольного пения и благозвучной гармонии народной песни началась его музыка — хоровая, созвучная с традициями музыкальной классики, пронизанная светом духовности и любви к Родине.

Невозможно в рамках газетного материала рассказать обо всех произведениях известного композитора, в полной мере обозначив диапазон его музыкальной и просветительской деятельности. Однако следует выделить главные направления его творчества: патриотическое, историческое, философское, духовное, лирическое.

Названия фундаментальных сочинений говорят сами за себя: оратории — «Русь», «Светоч», «Былина о Святогоре»; кантаты «Моя Россия» и «Чтоб на века Россию сохранить», которую он называет «нашей», поскольку написана она на мои стихи астраханского периода; вокально-симфонический цикл «Восторг внезапный ум пленил» — по поэзии Ломоносова; вокальный цикл «Река времен» — по поэзии Державина; вокально-хоровой цикл «Славянский триптих». А еще камерно-симфонические произведения: вокальный цикл на стихи Есенина, симфониетта в четырех частях, вариации для струнного оркестра, прелюдии и многие другие творения, пронизанные светом умного сердца и доброго разума…

Произведения Дунаева исполнялись академическими и государственными оркестрами, хорами, ансамблями, известными пианистами. Звучали и звучат по радио, телевидению, в Интернете, в залах филармоний, на фестивалях и встречах с поклонниками классической музыки по разным городам нашей страны.

Свое время Юрий Александрович отдает не только возрождению русской музыкальной культуры, но и охране памятников истории, восстановлению храмов. Особое место в его творчестве принадлежит детской музыке, ведь долгое время он занимался и преподавательской работой.

Визит в Шемышейку — на очереди

Иногда судьба прокладывает свои маршруты по кругу. Так, расставшись с Астраханью, мы с Игорем вернулись в Пензу. Юрий Дунаев, как всегда, был на связи, намереваясь приехать и наконец-то посетить свою Шемышейку: разлука и в самом деле затянулась…

Но тяжелая болезнь Игоря отменила все наши планы, а встреча двух друзей стала последней… «Будем жить!» — по­обещал, провожая Дунаева в обратную дорогу, Игорь. Его невозмутимая стойкость питала наши надежды, которые оказались и бессильными, и напрасными… На прощанье Юрий оставил другу свое посвящение — гимн на слова А.С. Пушкина «Мы рождены для вдохновения», сопроводив его словами «С любовью к России»… Есть все-таки в этом поколении патриотов-бессребреников, претерпевших и войну, и все противоречия выпавшего им времени, какое-то свое, особое, жизнелюбие – с добрым присутствием старомодной романтики.

Выходцы из российских шемышеек, они сохранили в себе главное — нравственный компас, а с ним и спасительные для души качества: духовную связь с родиной, верность дружбе, бескорыстную способность к самоотдаче…

С Юрием Дунаевым мы перезваниваемся довольно часто. Недавно он снова побывал в Астрахани. Шемышейка пока на очереди, но, думаю, запланированная встреча обязательно сбудется: как-никак центр мира…

Автор: Лариса КАЧИНСКАЯ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное