История загодочной лиственницы в три обхвата, растущей под Н. Ломовом

История загодочной лиственницы в три обхвата, растущей под Н. Ломовом

В Нижнеломовском районе, возможно, устроен самый первый памятник подвигу Александра Суворова

Андрея Тихоновича Степанова знают все лесники, лесоводы и лесорубы Пензенской области. Он в этой системе всю жизнь. Работал в разных должностях. И сегодня в строю — смотритель музея леса. Есть такой в Управлении лесами, в Ахунах.

Главное дерево в своей судьбе Андрей Тихонович увидел ровно полвека назад, в 1966-м. Знакомый лесничий сказал, что может показать ему нечто странное.

Это оказалась лиственница европейская. Вообще-то, деревьев было пять, но одно особенно впечатляло — толщиной в три обхвата. Степанов сразу понял, что действительно имеет дело с чем-то уникальным.

Ареал распространения лиственницы европейской — Западная и Центральная Европа. Растет в Альпах и Карпатах, располагаясь на высоте до 2,5 км над уровнем моря. Живет до 500 лет.
В России дерево стали разводить как декоративную и лесную породу с середины XVIII века.

— Но я перечитал много литературы и уверен, что на территории России это сегодня самые старые представители породы! — говорит Андрей Тихонович.

Росли лиственницы в заброшенном барском парке у села Голицыно Нижнеломовского района.

Лишь сравнительно недавно Степанов, возможно, разгадал тайну их появления на Сурской земле.

По логике вещей

Замечательный историк Александр Васильевич Тюстин предоставил список владельцев парка. В нем был генерал-майор Яков Мерлин (1753–1819), сослуживец Александра Суворова.

Мерлин участвовал в знаменитом переходе Суворова через Альпы. Как раз там лиственница европейская и растет. Кроме того, шишки созревают в сентябре-октябре, а раскрываются, то есть из них высыпаются семена, весной следующего года. Переход был 10–27 сентября 1799-го. А вернулась русская армия в Россию в марте 1800-го. Скорее всего, Мерлин собрал несколько шишек на память, положил в карман, а, вернувшись в поместье, обнаружил семена и посеял их…

Одно время у нас продвигали идею увековечивания памяти Александра Суворова, ведь здесь у него было имение.

Смотрите, что получается.

После перехода через Альпы, который назвали «апофеозом русского оружия», Суворову присвоили звание генералиссимуса. По велению императора Павла I в столичном Санкт-Петербурге великому российскому полководцу поставили памятник.

А в скромной провинции по велению собственного сердца сослуживец Суворова Яков Мерлин создал живой памятник тому походу. И если теория Степанова о происхождении лиственниц верна, то сурский хвойный обелиск появился даже раньше, чем бронзовое изваяние.

Цусима и Порт-Артур

В советское время в Шемышейском районе прокладывали лесосеку. На пути оказались шесть деревьев, которые были не такие, как все, лесорубы постеснялись их уничтожить.

Степанов определил: лиственница даурская, дерево из Приморского края. Обратился к местным жителям, выяснил, что в те времена, когда в селе Старый Мачим насчитывалось вдесятеро больше людей, чем сейчас, один из его жителей вернулся с русско-японской войны и привез с собой семена лиственницы. Посадил их в память о чужой стороне, откуда уже никогда не вернутся его товарищи.

У нас нечасто вспоминают ту войну, а в ней погибло до 50 тысяч соотечественников. С нее начался кровавый для России ХХ век, нанесший такой удар по демографии и генофонду, что его последствия мы не преодолеем до сих пор.

Кедровая роща

И еще одна история.

Степанов цитирует второго секретаря обкома партии Георга Мясникова, который в книге «Отчизна в сердце нашем» написал, что из лесных селений Земетчинского района на поля сражений Великой Отечественной ушли тысяча человек, 652 не вернулись. В 1946-м фронтовики собрались, у кого-то нашлись кедровые орешки, их посадили.

Так появилась кедровая роща площадью 0,1 га.

В 1975 году наша страна впервые широко отметила День Победы, с парадом на Красной площади. Города и поселки выдвигали идеи. Например, в Заречном появился проспект 30-летия Победы. А в Салтыково отдали дань уважения своим отцам-фронтовикам, поступив так же, как они когда-то, и заложили еще одну кедровую рощу неподалеку, но уже площадью 15,3 га.

Сегодня эта роща указана во всех справочных материалах для туристов как достопримечательность Земетчинского района, она даже затмила собой изначальную идею. Люди молодого поколения, включая местных руководителей, о старых кедрах не знают.

Для будущих поколений

Мы больше привыкли к памятникам в камне и бронзе, но эти деревья, согласитесь, тоже памятники.

А еще к ним можно подойти и прижаться щекой, обнять руками их теплые стволы. Живые обелиски поднимутся выше любых стел. И к тому же они будут, как и положено деревьям, дарить нам воздух — воздух Родины.

В 80-е лиственницы и кедры были признаны памятниками природы.

По закону на территориях, где расположены такие объекты, запрещаются строительство, рубка леса, захламление и загрязнение, разведение костров, разбивка лагеря, выпас скота, проезд автотранспорта. Законодательство предписывает сохранять их для будущих поколений.

В 2000 году статус памятника с деревьев неожиданно сняли. Теперь их, в принципе, можно рубить.

Даже если история с лиственницами Мерлина не всем кажется убедительной, нельзя, чтобы их уничтожили. Лет 30 назад одно из деревьев подверглось такой участи. К счастью, не то, которое самое большое.

Андрей Тихонович считает, что статус памятников природы деревьям нужно вернуть.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное