Куракино под Сердобском: надежда возвращается

Куракино под Сердобском: надежда возвращается

Когда князя Александра Куракина выслали из столицы, он поселился в родовом имении Борисоглебское и переименовал село в Надеждино, мечтая о восстановлении своего статуса…

Много воды утекло с тех пор. Но вот через 250 лет возникла ситуация, когда край этот глубинный вновь озарила надежда.

Первый раз я попал в Куракино Сердобского района лет 10 назад. Заурядный населенный пункт на окраине губернии — ничего особенного. Есть, правда, достопримечательность — остатки усадьбы князя Куракина, именовавшегося в свое время «бриллиантовым».

— Покажите, — попросил я тогдашнего главу местной администрации Александра Маночкова.

Тот охотно согласился:

— Она тут недалеко, на окраине села. Надо посмотреть — не пожалеете!

Тогда я даже представить не мог, к какому чуду удастся прикоснуться…

Архитектурное чудо

Величественный особняк потряс до глубины души. Возвышаясь афинским акрополем над рекой Сердобой, даже в полуразрушенном состоянии он поражает монументальностью и гармонией. Массивный портик со стройными колоннами, обрамленные ионическими рельефами пилястры...

Здание пребывало в плачевном состоянии уже много десятилетий, и надежд на его восстановление не было даже у записных оптимистов.

— Жаль, — вздохнул мой провожатый. — Еще сотня лет — и от него останутся одни руины.

Я влюбился в это место и, бывая в Сердобском районе, старался непременно туда заглянуть. Осиротевшая усадьба влекла магнитом. Думаю, это чувство разделят все, кто хоть однажды побывал там.

Я изучал архивы, по крупицам собирал исследования краеведов. Не раз бывал в Саратовском областном краеведческом музее (Куракино раньше относилось к Саратовской губернии), где хранится немало информации об этом месте, есть даже макет парадного двора, созданный якобы архитектором усадебного комплекса в подарок его хозяину.

Много чего интересного рассказали и местные жители. Дворец Куракинский присутствует в их жизни вполне материально: почти в каждом доме есть какие-нибудь вещицы оттуда — от треснувшей чашки с вензелями до витиеватой дверной ручки.

В семье Семеновых, например, до сих пор хранится небольшая иконка, подаренная, по семейной легенде, их предкам самим князем. Впрочем, ничего удивительного тут нет — в свое время в имении трудилась половина местных жителей.

— Мой прадед конюхом там служил, — рассказывает один из старожилов. — Говорил, лично копал подземный ход от дома в лес и стаскивал туда драгоценности.

Скорее всего, легенда. Хотя могло быть: князь ведь не знал, как распорядится его судьбой императрица, мог и припрятывать что-то на черный день. К сожалению, проверить это сейчас вряд ли возможно. Впрочем, с появлением нового хозяина дворца кое-что может проявиться.

Кстати, первой ласточкой на пути восстановления усадьбы стала реставрация на окраине села четыре  года назад небольшого храма во имя святителя и чудотворца Николая. Эта церковь была сооружена по инициативе самого Куракина в 1812 году. Именно здесь четыре года спустя и был погребен скоропостижно скончавшийся внебрачный сын князя барон Александр Сердобин.

Храм восстанавливали всем миром. Благое начинание объединило сельчан и уже тогда многие предрекали, что в Куракино грядут перемены.

Появился хозяин

Действительно, в прошлом году особняк был приобретен через аукцион в собственность одной из компаний за 4,3 млн. рублей. Это стало возможным благодаря разрешению государства на приватизацию архитектурных памятников федерального значения.

— До 2011 года это было запрещено законом, — поясняет председатель областного комитета по охране памятников истории и культуры Сергей Муштаков-Лентовский. — Между тем интерес к архитектурным реликвиям подобного рода был всегда.

Новость о покупке усадьбы сельчане восприняли с надеждой на то, что теперь и жизнь в селе оживится.

Почти все трудоспособное население Куракина работает либо в Москве, либо в Сердобске, либо в Пензе.

— Понять уехавших можно, ведь найти работу в селе, где проживают 1,5 тысячи человек, непросто, — говорит глава сельской администрации Александр Юдин. — В селе лишь несколько малых предприятий, но работа там в основном сезонная.

Улучшить жизнь не помогло и включение села в число одного из 104 созданных в области центров регионального развития. Никакие налоговые и другие преференции на активность бизнеса здесь не повлияли.

Теперь вся надежда на куракинское имение.

— Даже не верится, что там снова появился хозяин, — говорит местная жительница Галина Кутенко. — Очень хочу увидеть возрожденный дворец.

Кстати, прослышав о начале восстановительных работ, в село уже вернулись несколько работающих за его пределами человек.

А что там будет?

Что будет в отреставрированном дворце? Однозначно ответить на этот вопрос сейчас невозможно. Дело в том, что, пока не будет одобренной областным комитетом по охране памятников истории и культуры научно-проектной документации по восстановлению усадебного комплекса, о его использовании говорить преждевременно.

Специалистам предстоит провести тщательное исследование грунта и архитектурных сооружений комплекса, археологических изысканий и многое другое.

Не последнее значение в ответе на поставленный вопрос также будут иметь ограничительные меры по использованию архитектурного памятника.

Одним словом, предстоит большая и кропотливая работа многих профильных специалистов. Лишь на основании этого документа и будет вынесено решение о практическом применении приобретенных зданий.

Между тем опыт использования приватизированных объектов старины в стране уже есть. Например, в подобных усадьбах создаются историко-культурные центры, где в роскошных интерьерах проходят деловые встречи или форумы.

Экскурс в историю

Как оказался Александр Куракин, потомок старинного дворянского рода, правнук свояка Петра I Бориса Куракина, внук Никиты Панина, первого сановника и наставника цесаревича Павла, и, в конце концов, ближайший друг цесаревича, в опале?

Отправиться «в свою пензенскую вотчину на постоянное жительство…» приказала ему Екатерина II в 1782 году за принад­лежность к ложе масонов и вольные мысли о всесильном Потемкине, высказанные в письмах к брату.

В пензенском захолустье он возвел невиданный по великолепию архитектуры и роскоши убранства дворец, окруженный грандиозными хозяйственными постройками, английским парком, садом.

Во дворце было 86 комнат, мебель красного дерева, богемское стекло, фарфор… И порядок завел по образу и подобию царского двора — с оберцеремониймейстером, собственным оркестром, театром и балетом.

На речке Сердобе, к которой спускались мраморные ступени от дворца, организовал целую флотилию из яхт и лодок для ублажения многочисленных гостей своих.

Большие деньги князь выручал от винного промысла, который начал налаживать в первый же год пребывания в деревне. Куракин был хозяином рачительным: заводы его работали исправно, сады плодоносили, в оранжереях к сроку поспевали абрикосы, апельсины и прочие экзотические фрукты.

Александр Борисович был не чужд благотворительности. На его деньги, к примеру, содержалось несколько крестьянских школ. Он построил несколько церквей в округе.

Опала князя длилась 14 лет. Когда его снова призвали в Санкт-Петербург, кипучая жизнь в имении пошла на спад. Наследникам Куракина провинциальная усадьба была в тягость, и она медленно приходила в упадок. В 1911 году полуразорившееся имение было продано купцам Асеевым. Но они не успели его восстановить: грянула Октябрьская революция.

В 1921 году национализированный и разграбленный особняк сгорел и с тех пор не восстанавливался.

Больше повезло флигельным постройкам, в которых почти 40 лет располагался землеустроительный техникум, а позже — психоневрологический диспансер, закрытый в 2003 году.

День нынешний

На каких условиях приватизируют исторические объекты

Непременным условием приватизации является доступность для посещений и реставрация усадебного комплекса.

Куракинский дворец останется памятником историко-культурного наследия федерального значения. На собственника возлагается масса обременений.

По закону на восстановление архитектурного памятника отводится семь лет. Реконструкция пройдет в три этапа.

Первый — проведение в течение года противоаварийных работ в целях исключения дальнейшего разрушения. Второй — научно-проектная разработка. На это отводится еще год. Ну и третий — непосредственно восстановительные работы. Их нужно провести в оставшееся время, то есть за пять лет.

Что уже сделано

Недавно согласно охранному обязательству, заключенному между инвестором и региональным органом охраны объектов культурного наследия, был закончен первый этап работ по сохранению памятника старины.

— В соответствии с документом собственник должен провести ряд противоаварийных работ, — говорит председатель областного комитета по охране памятников истории и культуры Сергей Муштаков-Лентовский. — В первую очередь это установка защиты от негативного воздействия атмосферных осадков и ограждение усадьбы.

Как будет вестись реконструкция

Кто будет заниматься полным восстановлением архитектурного памятника, пока неизвестно. Есть несколько достойных претендентов, — это компании, уже занимавшиеся реконструкцией десятков старинных сооружений по всему Поволжью.

По мнению реставраторов, проводивших экспертизу здания, его несущие конструкции находятся в неплохом состоянии. Массивные стены имеют большой запас прочности и за
250 лет не дали трещин. Одним словом, дом вполне пригоден для реставрации.

Сейчас реставраторы начали собирать информацию об усадьбе Куракина. Особое внимание — фотографиям, сделанным до уничтожения особняка пожаром в 1921 году. Так как объект представляет важную историческую ценность, задача реставраторов — воспроизвести его наиболее точно.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное