Школа № 27 г. Пензы стала первопроходцем в инклюзивном образовании

Школа № 27 г. Пензы стала первопроходцем в инклюзивном образовании

Собеседник «Пензенской правды» — директор учебного заведения Елена Марина

С 1 сентября 2016 года вступят в силу образовательные стандарты для детей с особенностями в здоровье. Они станут настоящим прорывом в создании реального инклюзивного образования в нашей стране. Но и сейчас в Пензе есть учебные заведения, где такое образование осуществляется. Например, школа № 27 города Пензы.

Собеседник «ПП» — директор учебного заведения Елена Марина.

Как убирали пороги   

— Елена Владимировна, расскажите про ваш опыт.   
— В 2002 году по поручению городского управления образования у нас открылись классы охраны зрения. Мы подготовили кабинеты, установили оборудование для коррекции зрения и пригласили детей.

А потом у нас захотела учиться Маша, тогда она пришла в первый класс, а сегодня учится в восьмом. Маша из-за ДЦП передвигалась сама, но с большим трудом, ее водила мама. Приняв решение ее учить, мы переоборудовали здание, в первую очередь, чтобы не было порогов. В сотрудничестве с мамой мы достигли величайших успехов. Маша — отличница, дополнительно изучает иностранные языки, участвует в олимпиадах, и это несмотря на то, что она продолжает бороться за свое здоровье. Так, в прошлом году перенесла сложнейшую операцию, была загипсована от шеи до пяток.

На следующий год после Маши к нам поступил Миша, ребенок опять же со зрительными нарушениями, который к тому же вообще не ходил, его к нам привезли на коляске. Мы посмотрели, как родители втащили коляску в здание, а затем приварили два железных рельса к крыльцу. Получился импровизированный пандус, по нему ребенка и стали возить в школу. Сейчас мальчик перешел в седьмой класс, занимается в кабинете на втором этаже. Благодаря вступлению в федеральную программу «Доступная среда» мы уже имеем подъемник для того, чтобы поднимать колясочников на верхние этажи. Но Миша предпочитает подниматься самостоятельно, хотя делает он это медленно, долго.

Миша тоже отличник. Это большая заслуга и его самого, и, конечно же, родителей и бабушки, которые постоянно с ним занимаются, да что говорить — они посвятили ему, единст­венному ребенку, всю жизнь без остатка. Михаил прекрасно поет. Выступает на каждом школьном мероприятии. Мама Лариса Георгиевна списывается с артистами. И когда они приезжают в Пензу, то приглашают его на свои концерты. Стас Михайлов, можно сказать, друг семьи. Миша очень успешный человек. Гуманитарно развитый. Гордость школы.  

Маша и Миша нам особенно дороги, потому что они наши первенцы, а вообще ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата у нас 19.

В школьную жизнь — на велосипеде

Нашу школу посещают жители микрорайонов Терновка, Арбеково, Маяк. (Учебное заведение расположено за магазином «Буратино». – Ред.). У нас учатся ребятишки из сел Бессоновка, Засечное, Золотаревка. Родители продают квартиры и покупают новые поблизости. Например, семья перебралась из микрорайона Север для того, чтобы сын мог самостоятельно добираться до школы на особом дорогостоящем специализированном велосипеде. Алеша на этом велосипеде заезжает в школу по пандусу (теперь это капитальное строение), ребята подносят ему ходунки и провожают в класс.

Наши особенные дети и учителями, и своими товарищами воспринимаются как самые обыкновенные. Все живут одной общей школьной жизнью.

— А чего не хватает?
— Что такое инклюзивное образование в его классическом смысле? Это когда особенный ребенок учится в классе наравне со всеми.  

Однако государство перечисляет сегодня на обучение ребенка с особыми образовательными потребностями ровно столько же, сколько и на всех остальных. А затраты-то другие! Когда такой ребенок в классе, учитель дает и основную образовательную программу, и адаптированную — это дополнительные нагрузки на педагога, причем существенные.    

Поэтому мы выбрали другую форму. У нас в каждой параллели по два класса. «А» — это здоровые дети, «Б» — классы коррекции зрения.  

На такие классы финансирование выделяется в бóльших объемах, наполняемость их ниже. Например, в 1 «Б» у нас сейчас 8 человек. При таких нагрузках учитель успевает обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход. Это, повторюсь, не классическая инклюзия, но гораздо более прогрессивная вещь, чем когда ребенок находится на домашнем или дистанционном обучении, бывая в школе только на праздниках или не бывая вовсе.

Где вы, тьюторы?

— А что нужно сделать, чтобы все-таки не было разделения, чтобы все перемешались?
— Для реализации классиче­ской инклюзии ребенку на уроке нужна помощь дополнительного специалиста, своего рода переводчика — тьютора.

В прошлом году одна мама каждый день приносила в школу свою дочку-первоклассницу на руках и после уроков (опять же на руках) забирала ее домой. Из одного этого примера видно, какие самоотверженные наши родители, они первейшие помощники и своим детям, и нам. Но мамы в роли тьюторов выступать не могут и не должны. А специалистов таких мы не можем принять на работу. Это объясняется, как я уже говорила, недостатком финансирования и еще тем, что не приняты необходимые регламентирующие документы.  

— А сколько тьюторов вам нужно?
— Согласно нормативам на каждые 6–12 детей с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) должно приходиться по дефектологу и по логопеду, на каждые 20 – по психологу, на каждые 1–6 — по тьютору. У меня 103 ребенка с ОВЗ, из которых 45 — дети-инвалиды. В общей сложности нам надо
17 тьюторов, 5 психологов, по 8 дефектологов и логопедов. На самый крайний случай, чтобы обеспечить потребности детей-инвалидов, нужны 6 тьюторов. У нас же, еще раз повторю, ни одного. Все, что есть из того, что положено, — один психолог на 350 школьников.

— Как же так? Нормативы есть, а специалистов нет!  
— Образовательные стандарты для детей с ОВЗ, вступающие в силу с 1 сентября 2016 года, как раз и приняты для того, чтобы ситуация выправлялась.   

Тьюторы, другие необходимые специалисты в достаточном количестве – та цель, к которой общество будет двигаться в ближайшие годы. Это как с материальной базой: еще недавно колясочники не могли учиться в обычной школе из-за порогов, а теперь их в нашей школе нет, зато есть чудесная сенсорная комната, туалеты оборудованы с учетом потребностей колясочников и так далее. К концу 2015 года, по данным регионального министерства образования, в Пензенской области будет 25 учебных заведений, в которых создадут безбарьерную среду.

Проблемы инклюзивного образования

Ирина КРУГЛОВА, ведущий специалист-эксперт регионального минобра:

Новые стандарты предполагают, что если в классе есть ребенок с ОВЗ, то наполняемость класса должна быть меньшей. Уже сегодня в новых микрорайонах школы набрали по 8—9 первых классов. С учетом новых требований получается, их должно быть еще больше. Проблема. И ее нам предстоит решить!      

Анна МЕШКОВА, учитель 1 «Б» в школе № 27:   

В пединституте необходимо усиливать подготовку будущих учителей в плане работы с особенными детьми. Количество таких детей в школах год от года растет. А преподавание ориентировано на устаревшую ситуацию, когда дети в основном находились на домашнем обучении.

Татьяна МЫСЕНКОВА, мама Матвея, ученика 2 «Б»:

Меня радует отношение к нашим детям в школе № 27. Упадет наш ребенок, старшеклассники, пробегая мимо, обязательно остановятся и поднимут его. Мамы, чьи дети с такими же диагнозами учатся в других местах, порою плачут — над их детьми смеются, пальцем показывают, обзывают.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное