Михаил Каплан, Галина Репная, Наталья Кугель и другие коллеги — об ушедшем Николае Шевкуненко

Михаил Каплан, Галина Репная, Наталья Кугель и другие коллеги — об ушедшем Николае Шевкуненко

Прощание с Николаем Никифоровичем пройдет в 5 марта, с 10.00 до 12.00 в фойе пензенского драмтеатра

Во вторник, 3 марта на 85-м году ушел из жизни заслуженный артист РФ, старейший актер пензенского драмтеатра Николай Никифорович Шевкуненко.

Он сыграл более сотни ярких ролей за 57 лет служения сцене. Среди них: Шпильберг («Разбойники» Ф. Шиллера), Монахов («Варвары» М. Горького), Алексей Турбин («Дни Турбиных» М. Булгакова), Устин («Поднятая целина» М. Шолохова), Лейзер-Вольф («Поминальная молитва» Г. Горина), Барон («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина), а также герои спектаклей по произведениям Шекспира, Лермонтова, Толстого, Шукшина и многие другие.

Николай Никифорович был известен как киноактер, журналист, общественный деятель, увлекался филателией, нумизматикой, изучал историю, слушал джаз и классическую музыку. Для коллег его уход из жизни стал большой утратой, личным горем. Они потеряли друга, товарища, единомышленника, замечательного собеседника, доброжелательного наставника, жизнерадостного человека. Последнее время он тяжело болел, не выходил на сцену. Память о Шевкуненко навсегда останется в сердцах коллег и зрителей.

Сергей Владимирович Казаков, художественный руководитель драмтеатра, заслуженный артист РФ:

— Уход Николая Шевкуненко — невосполнимая утрата. Вместе с ним уходит целая эпоха, уходит поколение, воспитанное в других театральных традициях. Если мы говорим, театр – это храм, то актеры того поколения — его служители, у них отношение к профессии жертвенное. Присутствие Николая Никифоровича, даже если он не играл, а просто приходил в театр, заставляло актеров собраться, сконцентрироваться на роли и они по-другому начинали играть.

Михаил Яковлевич Каплан, народный артист РФ:

— Он был большим и очень хорошим актером. Мне довелось много играть с Николаем Никифоровичем, и я могу сказать, что он жил сценой, театром, был большим патриотом Пензы. Замечательный партнер по сцене и принципиальный человек в жизни. Он не боялся говорить правду, а это очень сложно. Уходят могикане, которые создавали наш театр. К сожалению, приехать из Израиля я не могу, но хочу передать соболезнования его сыну и дочери. Я буду помнить Николая всю жизнь.

Анатолий Сергеевич Гуляев, режиссер драмтеатра:

— Мы познакомились с Николаем 55 лет назад, когда я пришел в театр. Он сразу взял меня под свое крыло, мы подружились. Я часто бывал у них дома. Его жена Грета — всегда приветливая, гостеприимная, никогда не отпускала без угощения. К сожалению, она рано умерла. Николай обладал сильным волевым характером. Я не мог за себя постоять, и он очень часто помогал мне решать какие-то проблемы. Когда он заболел, я навещал его в больнице, потом дома. До последних дней он интересовался делами в театре. Светлая ему память.

Галина Евгеньевна Репная, заслуженная артистка РФ:

— Раньше мы часто ездили на гастроли по области, были как одна семья. После спектаклей собирались, Шевкуненко сыпал анекдотами, шутил, рассказывал байки про известных актеров: одно время он снимался в кино и был знаком со многими знаменитостями. Человек был жизнелюбивый, галантно ухаживал за женщинами. Очень жалко, что уходят корифеи, а с ними и тот старый театр, в который я пришла когда-то. Актеры старой школы отличались самозабвенной любовью к работе, уважительным отношением к авторскому тексту, к сценической речи. Николай Никифорович был строгим партнером. Если кого-то из актеров проглатывал слова и его не слышали в зале или исполнители эпизодических ролей позволял себе на сцене разговаривать во время акта, он делал выговор. Текст учил досконально, не допускал сокращений, вольностей, всегда соблюдал все мизансцены. Отдавался работе до конца. Театр был смыслом его жизни.

Василий Яковлевич Конопатин, заслуженный артист РФ:

— Я знаю Николая Никифоровича с конца 60-х годов, когда еще занимался в самодеятельности. Он курировал нас и в большой степени повлиял на мой выбор профессии. Не просто партнер и старший учитель для меня, а представитель старой актерской школы. Про них говорили сумасшедшие… потому что работали не за деньги, а из любви к лицедейству!

Характер у него был сложный: одновременно доброжелательный и строгий. Мог запросто сказать нелицеприятные вещи. Актер он темпераментный, легко шел на импровизацию, но никогда не выходил за рамки и другим не позволял. Работалось с ним легко. Он был жизнелюбивым человеком, хотя судьба не баловала: участвовал в партизанском подполье, куда попал после освобождения из фашистского концлагеря.

Я никогда не ощущал его возраста: энергичный, деятельный, с активной жизненной позицией.

Владимир Иванович Бирюков, художественный руководитель театра «Кукольный дом»:

— Я очень расстроен известием о смерти Николая Никифоровича. Вспоминаю нашу первую встречу в поезде: мы ехали в Москву. Я был восхищен его жизнелюбием, позитивным взглядом на жизнь. Хотя он намного старше меня, совершенно не походил на ворчащего, брюзжащего старика. От него исходила невероятная внутренняя энергия, оптимистичный настрой. Как ему удалось сохранить в себе эти горящие глаза, ребячливость – для меня так и осталось тайной.

К сожалению, мы не часто встречались. Но когда пересекались на каких-то мероприятиях, меня поражало, что он всегда был в курсе дел нашего театра, искренне радовался нашим успехам, поздравлял с наградами. Всегда приходил на наши фестивали «Улитка». Такой интерес к работе коллег не мог не радовать. Подкупало и то, что он никогда не жаловался на жизнь, хотя, думаю, неприятностей и невзгод в ней хватало.

Мы были единомышленниками: смотрели на жизнь одинаково, наши мнения по многим вопросам совпадали. Шевкуненко был неординарной личностью, это большая потеря для театрального сообщества Пензы.

Наталия Аркадьевна Кугель, председатель регионального отделения СТД:

— Ушел старейший пензенский актер, чья творческая жизнь была связана с театром драмы на протяжении многих лет. Но он оставил нам на память свои роли. Мне особенно помнится созданный им образ Барона в спектакле «Маленькие трагедии» по Александру Пушкину.  В последние годы актер не часто выходил на сцену, и я как-то привезла специально для него пьесу Людмилы Самариной. В ней шла речь о последней роли актера в старом театре. Хотела, чтобы он сыграл такой спектакль. Увы, не сложилось.

Жаль, что не дожил Николай Никифорович до празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он воевал в партизанском отряде и очень этим гордился.
Пенза лишилась яркого, интересного, разностороннего артиста и активного,  неравнодушного человека.

Прощание с Николаем Шевкуненко пройдет в четверг, 5 марта, с 10.00 до 12.00 в фойе драмтеатра. Вынос тела в 12.00. Похоронят Николая Никифоровича на Новозападном кладбище Пензы.

 

Читайте также:

Актер пензенского театра драмы Николай Шевкуненко, будучи мальчишкой, активно помогал подпольщикам

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное