Неуловимый барсук, или Запретить нельзя разрешить

Неуловимый барсук, или Запретить нельзя разрешить

Как только ни изощряются продавцы сомнительных услуг, чтобы привлечь к себе внимание, забывая при этом о соблюдении этики и информационной безопасности

Развлекательное заведение в районе автовокзала г. Пензы носит довольно невинное название «Барсук». Но, судя по оформлению фасада, выбрано оно не из любви к животным, а совсем по другим причинам, причем весьма неблаговидным.

Первый слог слова мигает, а второй светится постоянно, в результате чего название клуба графически делится на две части. Присовокупите сюда изображение обнаженных барышень, и все станет понятно. А владельцы делают еще один акцент надписью на английском: «Только для мужчин».

В 200 метрах от клуба расположена общеобразовательная школа №35, а напротив — детский сад и музыкальная школа.

Возмутились, а что дальше?

Ночной клуб начал свою работу 30 октября текущего года, и вывеска сразу вызвала волну возмущения у родителей и педагогов образовательных учреждений.

— Вчера забрала внука из музыкальной школы, — рассказала позвонившая в редакцию пензячка Валентина Баринова (имя изменено). — Идем к остановке, а мальчик смотрит на вывеску и лукаво так спрашивает: «Бабушка, а это что, бар для собак?».
Родители и педагоги школы №35 (все женщины) решили поговорить с владельцем бара, но охрана даже на порог заведения их не пустила, пояснив, что клуб предназначен для мужчин.

Информационная безопасность

В 2012 году в России вступил в силу Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он запрещает распространять среди подрастающего поколения информацию, развивающую порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию и др.), а также ту, которая пробуждает интерес к сексу, носит возбуждающий или оскорбительный характер.
В поле зрения законодателей попали прежде всего СМИ, телевидение, радио и Интернет. Были созданы надзорные органы, введен знак информационной продукции, заработал единый реестр доменов и сайтов, имеющих противоправное содержание.

Все это замечательно, но, согласитесь, наши дети обитают не только в виртуальном, но и в реальном мире. И кто же должен следить за информационной безопасностью ребенка, когда он идет в школу, в магазин, к приятелю?

В поисках управы

В этом вопросе мы попытались разобраться с помощью Общественной палаты Пензенской области. Ее представители в свою очередь обратились в Управление культуры г. Пензы. Там разделили нашу озабоченность, но пояснили, что никаких рычагов воздействия на нарушителя у них нет.

Дальше мы решили просить содействия в администрации г. Пензы. Обратились в отдел потребительского рынка, взаимодействующий с предпринимателями. Но там пояснили, что по Закону № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют вид, форму, способ торговли, режим работы, а также приемы и способы продажи (в том числе и рекламы) своих товаров и услуг.

— Запрещающих полномочий у нас нет, — подвела итог начальник отдела Надежда Миляева. — И в вопросах оформления фасадов мы может давать только рекомендации.

А кто же в Пензе мог бы отслеживать содержание рекламы на предмет ее соответствия этическим нормам? Больше всего на эту роль, по нашему разумению, подходила МКУ «Рекламная служба г. Пензы» при администрации. Но данная организация, как выяснилось, только выдает разрешение на установку в городе рекламных конструкций и элементов праздничного оформления, а также заказывает социальную рекламу.

Получается, что и администрация г. Пензы в борьбе с неэтичной рекламой практически безоружна? Однако она внесла свою лепту в наше дело, направив в антимонопольный комитет обращение с просьбой принять меры.

Где тонко, там и рвется

На Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области мы возлагали самые большие надежды. УФАС на основании Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» может вынести постановление убрать неэтичную информацию и оштрафовать нарушителя. Вот такие тонкости.

Но и тут нас ждала неудача. Оказалось, что если бы обнаженные барышни красовались на рекламном стенде или заведение рекламировалось подобным образом в прессе, УФАС мог бы выдать соответствующее предписание. Но в данном случае неэтичные приемы были использованы при оформлении фасада и вывески заведения, на которые требования закона о рекламе не распространяются.

Так что получается? За морально-этическим обликом Пензы следит один только антимонопольный комитет, но и он может приструнить далеко не всех нарушителей.

Напрашивается вывод о том, что при администрации города необходимо создать подразделение, которое будет проводить экспертизу рекламы и следить за соблюдением информационной безопасности детей на улице.

Большая роль в этом деле, как и во все времена, отводится общественности — родители и педагоги должны первыми бить тревогу.

P.S. Повышенное внимание общественности к неэтичной вывеске клуба «Барсук» не прошло для ее владельца даром. Туда зачастили проверки, в том числе и из УМВД по г. Пензе. Одна из них проводилась в конце прошлого месяца, и полицейские установили, что в клубе шла продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена. В отношении владельца заведения возбуждено административное дело. Ему грозит штраф до 100 тысяч рублей.

Во время другой проверки были обнаружены спиртные напитки сомнительного качества. Было изъято около 90 бутылок спиртного, а информация о нарушениях направлена в лицензионный комитет и прокуратуру.

Саратовский «Барсук» наказан

Несколько месяцев назад точно такой же случай рассматривался антимонопольной службой в Саратове, где на растяжках и стендах рекламировался стриптиз-бар «Барсук» в названии которого буквы Б и С были заглавными. Организацию оштрафовали на 200 тысяч рублей. Но в случае с пензенским «Барсуком» УФАС оказалось бессильным.

О приличии в рекламе

В США запрещают, как правило, рекламу с аллюзиями на тему насилия. Там «туалетным» или вульгарным юмором никого не удивишь.

В России главное требование к рекламщикам: чтобы было прилично, то есть запрещено использовать слова и картинки, которые оскорбляют окружающих и противоречат сложившимся в обществе правилам поведения.

Были случаи, когда антимонопольная служба признавала неэтичными даже довольно безобидные слоганы типа «Стразы для моей заразы» (про бижутерию), «Мы спустили цены до неприличия» (магазин бытовой техники), «Санек, лопух, взял дороже» (автомобильные шины).

Что касается обнаженной натуры, то в большинстве случаев реклама, где фигурируют неодетые или в эротичных костюмах девушки, согласно ст. 5 Закона «О рекламе» признается непристойной, а потому незаконной.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное