Оторванная от мира глубинка

Оторванная  от мира глубинка

Если уж электрички отменяют, давайте искать выход из сложившегося положения

За три последних года по всей России отменили около 600 электричек. Коснулась эта драма и жителей села Новые Забалки Городищенского района. Башкортостанская пригородная пассажирская компания (первый по значимости перевозчик в нашей области) отменила несколько электричек «Пенза – Кузнецк» и «Кузнецк – Пенза».

Пока остались четыре пригородных поезда. Они проходят через ближайшую к селу станцию Шнаево в 6.00 и 18.30 (в Пензу) и в 8.20 и 20.00 (из Пензы).

В Забалках живут 700 человек. Многие работают в областном центре или учатся. Теперь людям приходится вставать в 5 утра, практически еще ночью, а возвращаться домой ближе к девяти вечера, то есть уже ночью. Согласитесь, тяжелый график! Между тем в середине ноября грозят ликвидировать еще одну электричку!

История вопроса

В прежние времена за все перевозки – и людей, и грузов – отвечала сама железная дорога. Чтобы цена билета для пассажиров была приемлемой, разницу между тем, сколько платил человек, и тем, сколько проезд действительно стоил, компенсировали за счет доставки грузов.

В 2010 году Правительство РФ решило отказаться от перекрестного субсидирования. Ответственность переложили с плеч монополиста в лице РЖД на местные власти. Именно из региональных бюджетов возмещается с тех пор  разница между стоимостью проезда для пассажиров и тем, сколько проезд стоит на самом деле.

Проблема в том, что регионы зачастую не в состоянии оплачивать эту разницу.

В федеральных СМИ приводились данные, что больше половины российских субъектов федерации сегодня компенсируют меньше 50 процентов выпадающих доходов пригородных компаний. А несколько регионов вообще не стали подписывать с ними договоры.

Главы областей небезосновательно ссылаются на две причины: то, что железная дорога «хочет слишком много», тогда как региональные бюджеты испытывают недостаток средств, и то, что формирование цен не слишком прозрачно. Но железнодорожники с этими аргументами соглашаться не хотят. В общем, «хозяйствующие субъекты» спорят, а люди испытывают неудобства.

Автобус не пройдет

Альтернатива железнодорожным — автомобильные перевозки.

По Федеральному закону №131 организацией пассажирских перевозок в районе должны заниматься муниципальные власти. Жители села не стали их тревожить, и сами обратились к Сергею Гладкову, директору ООО «Сервисно-транспортная компания», которая осуществляет перевозки на маршруте №419 из Пензы в Золотаревку и обратно, попросив его продлить маршрут до их села. Тот согласился.

Несколько недель все было хорошо, но испортилась погода, и дорога (которую десятилетиями не ремонтировали) из просто разбитой превратилась в крайне опасную.

В этом я убедилась лично, когда на нашем редакционном автомобиле ехала на встречу с жителями Новых Забалков. Чтобы преодолеть 9 км от Золотаревки до точки назначения, потребовалось больше получаса – от асфальтового покрытия тут остались лишь разрозненные клочки, много глубоких ям и колдобин.

Из соображений безопасности Сергей Гладков перестал посылать автобусы в Новые Забалки, хотя маршрут себя окупал. Но директор говорит:

— С удовольствием возобновлю перевозки, если дорогу хотя бы разровняют грейдером и будут очищать зимой от снега.

Дорога к пенсии

Транспортная драма больно ударила не только по молодым, но и по пенсионерам.

Как известно, сегодня пенсии перечисляют на карточки и сберкнижки, а в селе банкомата нет, поэтому за своими кровными надо ехать в Пензу или Городище. Пожилым людям на общих основаниях приходится вставать ни свет ни заря, чтобы на электричке добраться «до цивилизации», и приезжать домой поздно вечером. И весь день — ни прилечь, ни отдохнуть по-человечески.

А еще нужно ездить к врачам на обследования (село закреплено за поликлиниками Городища и Сурска), выбираться за лекарствами. Да и форс-мажоров никто не отменял. Так, мужа пенсионерки Натальи Дроздецкой пару недель назад на «скорой помощи» увезли в районную больницу с прободной язвой желудка. Больному нужен уход, и жена вынуждена через день ездить в больницу.

Такси, увы, не альтернатива. Арендовать машину до Пензы и обратно стоит 1500, в Городище – 900 рублей. Не наездишься.

У семи нянек

До недавнего времени дорога (вернее, ее различные участки) находилась на балансе трех районов: Пензенского, Бессоновского и Городищенского. Теперь ее временно передали Управлению строительства и дорожного хозяйства Пензенской области. Надо оформить документы, провести торги, найти подрядчика и определить сумму, необходимую на содержание объекта. В общем, изменений к лучшему жителям Новых Забалков не стоит ждать раньше января 2015 года. Но зато после этого трассу обещают выровнять грейдером, ямы заделать, а пассажирские перевозки возобновить.

Выход есть. Но нет подхода?

Жители Новых Забалков рассказали, например, что в соседнем с ними селе Канаевке находятся животноводческий комплекс и цех по переработке молока ООО «Термодом». Неподалеку расположена база отдыха. Наверняка эти организации, которые тоже пользуются данной дорогой, могли бы отгрейдировать и почистить ее от снега, пока не будут решены «бумажные» проблемы. Почему бы местным властям не обратиться к ним с такой просьбой?

Верните нам электрички!

В «Пензенскую правду» обратилась основательница Зареченского ТЮза, жительница закрытого города Лидия Михайловна Ершова, заслуженный работник культуры РФ.
20 лет назад она купила в селе Канаевка Городищенского района заброшенный дом под дачу. Вложила в него и в обустройство участка немало сил. Летом возила на рынок малину и таким образом обеспечивала себе прибавку к пенсии.

Отмену электричек Лидия Михайловна, как и многие другие жители Канаевки, восприняла крайне негативно. Она считает, что это ведет к вымиранию глубинки. Вот что она пишет:
«Мы строили теплицы, возили в город на рынок овощи и ягоды с грядки. А сейчас на чем возить?..

Весной Президент РФ приводил данные, что за последние полтора десятка лет 3 миллиона человек перебрались из села в город — из-за неустроенности, отсутствия работы. При такой постановке вопроса еще через полтора десятка лет Россия вообще останется без деревни!».

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное