Караван покоряет Великую Волгу

Караван покоряет Великую Волгу

Корреспондент «Пензенской правды» проехал 3500 километров по Поволжью в автодоме

Российскому обывателю слово «караванинг» ничего не скажет. А в Европе и США — это один из самых популярных видов туризма, путешествие в специальных автодомах–кемперах и прицепах-трейлерах. (В переводе с английского «караван» — «фургон».) Ты не зависишь от времени и направлений, всегда можешь изменить маршрут, и твой дом на колесах со всеми удобствами всегда с тобой.
В июне группа журналистов и специалистов по туризму из Москвы и 7 регионов Поволжья отправилась в автопробег «Великая Волга-2013».

Эх, дороги...
Выезжаем из Москвы. В путь отправляются 7 автодомов словенской марки «Адриа» на базе «фиата» и самарский «фольксваген» с прицепом-трейлером. На каждой машине — название одного из регионов, по которым пойдет путешествие: Нижегородская область, Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Самарская, Ульяновская, Пензенская области. Во главе колонны — фургон с надписью «Ростуризм». В нем едут главные организаторы пробега: начальник Управления Ростуризма Андрей Тютюнник и представитель Лиги караванеров России Вадим Дашук, бывалый путешественник, исколесивший на своем кемпере пол-Европы.
В каждой машине по 3–4 человека, хотя разместиться могут и шестеро с ребенком. Удобные сиденья со столиками, раковина, холодильник, санузел с туалетом и душем, инвертер с розеткой.

Буквально с первых километров за пределами Москвы начинает трясти.
Пакет с горячей выпечкой, которую мы с коллегами взяли на перекус в дороге, летает по салону. Пришлось привязать его за ручки к металлической полочке у крана.
Проблема дорог преследует путешественника на всем пути. Исключением стал разве что Татарстан. Хуже всего дела обстоят в Ульяновской области и Сызрани, где после пяти минут тряски даже езда по стиральной доске кажется счастьем.  

Магия хохломы
Недалеко от Нижнего Новгорода окруженный лесами нас встречает город Семенов — родина знаменитой хохломской росписи.
В уникальном музейно-туристическом комплексе «Золотая хохлома» представлены лучшие образцы декоративно-прикладного искусства: расписные жар-птица, ковш в виде утки, в котором могут уместиться два человека, матрешки в форме «Барселоны», «Ливерпуля» и других знаменитых футбольных команд.

В одной из комнат музея кипит сам процесс росписи. Мастер вырезает из дерева ложки, художницы наносят рисунок. Заходим в соседнюю дверь. Здесь сами путешественники могут почувствовать себя хохломских дел мастерами. Сначала тренировка на листе бумаги.
— Кисточку держим строго вертикально, рисунок наносим движениями к себе, —  рассказывает преподавательница в русском народном костюме. — Небольшой мазок называется «капля», если удлинить его и  сделать хвостик — это «травинка», из двух «травинок» получается «листок».

Изрисовав тренировочный лист бумаги каплями-травинками, приступаю к росписи врученной мне деревянной ложки. Наношу заученными только что движениями рисунок. Критически осматриваю получившееся — мастера росписи из меня точно не получится, испортил хорошую ложку. Глядя на лица коллег, понимаю: не я один. Зато каждый может взять свой «шедевр» на память.

Добро пожаловать в Васюки
В Удмуртии пришлось менять колеса фургонов с самарским и пензенским экипажами. Справились, кляня ухабы. К счастью, больше поломок не было.
В этой республике есть замечательный город Козьмодемьянск. В его окрестностях впадают в Волгу Ветлуга и родная пензенскому сердцу Сура. Чтобы попасть в город, нужно пересечь Волгу на пароме, любуясь пролетающими чайками.

И вот, сойдя с плавсредства, мы попадаем в… Нью-Васюки. Да, именно, Козьмодемьянск по всем признакам стал прототипом несостоявшейся шахматной столицы в романе Ильфа и Петрова. И наш путь лежит в музей Остапа Бендера. Он сам встречает гостей у входа — в полосатом пиджаке, шарфе и фуражке:
— Подходите ближе, дамы и господа, я не кусаюсь.

В музее мы можем увидеть фигуру великого комбинатора в натуральную величину, один из знаменитых 12 стульев и, конечно же, те самые шахматы, которые должны были прославить Васюки. Шагая по музею, посетитель словно повторяет путь приехавших туда Кисы и Бендера. Впрочем, чтобы прочувствовать атмосферу, описанную Ильфом и Петровым, лучше приехать сюда самим.

В Козьмодемьянске есть этнографический музей прямо под открытым небом. Тут вы увидите традиционное жилище марийцев, посмотрите их быт: вечерние гулянья молодежи с песнями, игры детворы на деревянных качелях. А в последнем дворике ждет сюрприз. Несколько женщин и девочек держат на коленях большие гусли. Руки плавно перебирают струны, льется завораживающая, ни на что не похожая мелодия. Посетители просят сыграть еще.
— Это наша гордость, — говорит мэр города Владимир Торопов. — У нас четыре ансамбля гусляров, лауреаты всевозможных конкурсов.

В «семерочку»
Остров-град Свияжск в Татарстане.  
Здесь за крепостными стенами живут люди — около 200 человек. Сам же, укрепленный, как в средние века, остров на Волге являет собой уникальный музейный комплекс, по которому можно ходить целый день.

Когда-то это была крепость, из которой Иван Грозный двинулся на Казань. Она была построена под носом защитников Казани буквально за считанные дни. Для этого строительные блоки были сделаны заранее выше по реке и сплавлены вниз. Когда казанцы опомнились, атаковать крепость было поздно, слишком неприступной она казалась.

Сейчас здесь работают ремесленники. Кузнец изготовит вам подкову, а гончар проведет мастер-класс по изготовлению глиняного горшка.
Туристы могут посостязаться в стрельбе из лука — дугообразного русского и более замысловато изогнутого степного.
Автор этих строк, потренировавшись немного, выбил на мишени «семерку». По словам местных лучников, весьма неплохо для новичка.

Кто убил волкодира?
Еще одно место, которое стоит посетить непременно, — Жигулевские горы в Самарской области. Здесь Волга делает крутой изгиб, носящий название Самарская лука, а расположенный по берегам и на склонах лес — заповедный. Здесь произрастают тысячи растений, не встречающихся нигде более, а в лесах бродят волки и кабаны, не причиняя, правда, вреда местным жителям.

По преданию, здесь бродит и зверь волкодир, похожий на огромного черного пса. Победивший его богатырь найдет внутри чудовища волшебный камень, который делает своего обладателя чародеем. Согласно легенде одолеть зверя смог разбойничавший в этих лесах атаман Степан Разин. И когда его посадили в острог, Стенька нарисовал камнем на стене летающий корабль и выбрался на нем на свободу.

Обязательно посетите село Ширяево. Здесь находится музей знаменитого художника Ильи Репина. Расположен он в доме, в котором живописец создавал своих «Бурлаков на Волге».

А чуть выше по склону располагаются старые каменоломни. Внутри — полумрак, температура летом и зимой — около 15 градусов. Правда, на стенах штолен отчетливо видны следы посещения местным населением. Судя по содержанию «наскальных надписей», авторы недалеко ушли в развитии от первобытных предков.
— Здесь отметились не только местные, — рассказывает экскурсовод. — У нас постоянно проходят слеты молодежи. Даже иностранцы приезжают. Пропагандируется современное искусство, но контингент собирается весьма сомнительный. Например, одна дамочка несколько лет назад расхаживала по селу в чем мама родила, шокируя местное население.

Нужны кемпинги
А как прекрасны ночные Нижний Новгород и Казань!
Обязательно заезжайте на озеро Светлояр, где, по преданию, располагался знаменитый град Китеж. Посмотрите часы с движущимися фигурками в Йошкар-Оле. Зайдите в музей СССР, открывшийся в Ульяновске…
— Всем известно «Золотое кольцо», но его туристы уже изъездили вдоль и поперек, — говорит представитель Ростуризма Андрей Тютюнник. — Проехав по Поволжью, мы убедились: здесь можно создать кольцевой маршрут ничуть не хуже.

А что же Пенза? Наш регион внес в путешествие свои неповторимые мотивы. Автокараванеры посетили музей стекла в Никольске, побывали в Наровчате. Вот только в «Тарханы», увы, не заехали — время поджимало. Но отзывы только положительные, в грязь лицом не ударили.

Ну и напоследок — о перспективах караванинга в стране. Пока им занимаются только энтузиасты. Есть объективные сложности.
— Не развита инфраструктура, — объясняет Вадим Дашук. — Практически нет кемпингов со стоянкой, душем, туалетом, краном для пополнения запасов воды, местом слива использованной воды. За рубежом они встречаются на каждом шагу.

А ведь развитие инфраструктуры может привлечь в страну огромное число зарубежных туристов. В Старом Свете четверть туристов путешествуют именно так. У себя они все посмотрели, а российские просторы остаются для них загадкой.

Но дело потихоньку сдвигается с мертвой точки. В Нижегородской области, например, собираются в ближайшие годы открыть около 20 кемпингов. На вполне приличных площадках, которые можно подтянуть к европейским стандартам, мы ночевали в Удмуртии, Самарской области. —Еще одна проблема – дороговизна. Стоит новый скромный автодом около 3 миллионов рублей. Аренда на 2 недели обойдется примерно в 150 тысяч. В Европе все это дешевле. С другой стороны, можно взять автодом в прокат на 4–6 человек, чтобы ехать компанией. При этом тратиться на гостиницы не придется. Так что собирайтесь — и в путь.

Автор: фото автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное