Почему Пенза показывает высокие результаты по химии на ЕГЭ?

Почему Пенза показывает высокие результаты по химии на ЕГЭ?

Золотые и серебряные медали для  Пензенской области помогает «добывать» вместе с коллегами Эльшат Керимов, заведующий кафедрой химии ПГПУ.

Пензенский государственный педагогический университет. Гулкие, пустые коридоры. Но на кафедре химии полно народа. В центре, в гуще событий – заведующий Эльшат Юсифович Керимов, которого все в институте зовут Владимиром Юрьевичем.  

Казалось бы, ну зачем? Ведь лето, новый учебный год не за горами! Но для человека, влюбленного в работу, отпуск – почти наказание.  

В этом Владимир Юрьевич весь. Он педагог-романтик, для которого первична идея, а материальное на втором плане.
Вместе с коллегами, сотрудниками кафедры, Керимов «добывает» для  Пензенской области золотые и серебряные медали. Это похоже на спорт высоких достижений, ну, не футбол, конечно, скорее, шахматы. 

Причем, держалась система до недавнего времени на голом энтузиазме.

Без блата
А начиналось все десять лет назад, когда городским управлением образования руководил Петр Тактаев. Благодаря ему и Зое Васильевне Бухлиной, в Пензе на базе школы № 66 был создан межшкольный факультатив по химии (сейчас он перенесен в школу № 12).

К нему и подключили преподавателей высшей школы.   
– Тогда, – говорит Керимов, – мне очень хотелось доказать, хотя я в это не до конца  верил, что можно без блата, без знакомств, только благодаря знаниям, попасть на всероссийскую Олимпиаду. Про международную мы и не мечтали. Оказалось, что попасть можно, и даже можно занимать там первые места. В 2007 году мы вышли на мировой  уровень – Евгений Нехорошев впервые в новейшей истории Пензенской области завоевал золотую медаль на 39-ой международной олимпиаде в Москве. А уже через три года мы повторили успех – Александр Кочнев в этом году выиграл золотую медаль на международной Менделеевской олимпиаде в Баку  и серебряную – на международной олимпиаде в Токио. 

Команда
Тренируют наших школьников-олимпийцев три сотрудника кафедры – Наталья  Валентиновна Балыкова, Александр Николаевич Вернигора, ну и, конечно, сам Керимов.

Помогают бывшие воспитанники межшкольного факультатива – например, Сергей Можаров, сейчас – аспирант одного из университетов Великобритании. Огромную роль играют школьные преподаватели – это очевидно. Еще помощники – научно-методический центр образования города Пензы и Пензенский институт развития образования.

А как не сказать о самом ПГПУ? Ведь на его лабораторном оборудовании, с использованием его химических реактивов, а они нынче не дешевы, ребята оттачивают  мастерство, чтобы потом безукоризненно выполнить практические задания олимпиад…

В общем, когда сегодня в правительстве Пензенской области устраивают торжественное чествование победителей, школьника-триумфатора сопровождает с десяток взрослых.

И снова о ЕГЭ
Победы на российских и международных Олимпиадах приносят двойную пользу. Это и престиж региона. И повышение общего уровня преподавания в школах.

В этой связи уместно вспомнить недавнюю громкую отставку министра образования Карачаево-Черкессии. В республике количество высоких результатов сдачи ЕГЭ-2010 (80 баллов и выше) оказалось намного больше, чем в целом по стране. А в олимпийском движении регион практически не участвует.

Высокие достижения  на Олимпиадах и результаты ЕГЭ, как правило, связаны между собою.

Это четко видно на примере Пензенской области.
В этом году химию (и биологию) пензенские школьники сдали лучше всего, набрав самый высокий бал из 13 предметов. Процент несдачи был в шесть раз ниже, чем у их сверстников-россиян. А по количеству стобальных результатов, показанных одиннадцатиклассниками региона, химия завоевала третье место, а в прошлом году – первое.

Теперь – не только на энтузиазме 
У олимпийского движения в Пензе немало проблем.

Так, большинство преподавателей-звезд, которые первыми открывают таланты школьников, это уже люди пенсионного возраста. И достойной замены им пока нет. Подготовка олимпийских чемпионов – тяжелый и долгий труд, молодые коллеги предпочитают заниматься гораздо более выгодным с материальной точки зрения репетиторством. Уйдут «столпы» пензенской системы образования, а кто придет им на замену?

Проблему кадров лишний раз подчеркнула и нынешняя приемная кампания.

Впервые в этом году возглавляемая Керимовым кафедра не будет готовить «чистых» химиков. Из-за демографической ямы здесь не смогли набрать группу, и было решено осуществлять набор на специальность «биология» с дополнительным изучением химии.

Но есть и хорошая новость.

В этом году в пензенской области появилась школа для одаренных детей (бывший лицей-интернат № 3). Он призван стать своего рода центром олимпийской подготовки.

Эльшат Юсифович один из ее главных тренеров: 
– Нам необходимо подобное образовательное учреждение. В глубинке немало умных ребят, и они должны получить возможность развивать свое дарование.

Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке