Библиотекарь с 30-летним стажем — о том, что читают современные пензенские дети

Библиотекарь с 30-летним стажем — о том, что читают современные пензенские дети

Наши дети не лучше и не хуже нас, просто они другие. И в их мире большую роль играют телевидение, Интернет и смартфоны

Что они читают? Как воспринимают прочитанное? Об этом я спросила Людмилу Балакину, которая более 30 лет возглавляла городскую библиотеку № 2 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, а сейчас заведует библиотекой в школе № 12 в Пензе.

— Людмила Николаевна, правда ли, что современные дети почти перестали читать?
— Нет, школьники читают, но в основном это литература по учебной программе. Правда, исходя из своего опыта, могу сказать, что настоящих любителей литературы мало — и сейчас, и 20 лет назад.

Кроме того, важно не количество, а качество. Ведь главное назначение книги — сформировать разносторонне развитую, цельную, думающую личность. Раньше это казалось несложным. Мы все были более-менее похожими, одинаково мыслили, вели себя. И воздействие той или иной книги было предсказуемым.

А сейчас, когда на зимние каникулы один ребенок едет отдыхать на Кубу, а другой проводит время дома, рождаются зависть, неприятие. И только с помощью книг сформировать здоровую натуру стало трудно. Да и воспринимаются книги по-другому.

Например, 2014 год, Олимпиада в Сочи, рассказываю об истории спортивных состязаний учащимся 4-х классов. Спрашиваю: «Как вы думаете, чем в Древней Греции награждали победителей?». Жду, что мне ответят: кубками, медалями, венками. Один мальчик поднимает руку и говорит: «Женщинами»…

Второй пример: обсуждаем с семиклассниками рассказ О. Генри «Дары волхвов». На вопрос о том, как характеризуют Джима и Деллу подарки, которые они преподнесли друг другу, получаю ответ: дураки были, подарили бесполезные вещи. И это вывод не худшего ребенка в классе.  

О чем это говорит? Мы сегодня очень мало внимания обращаем на то, как дети понимают прочитанное, а современная жизнь приводит их вот к таким выводам.

Современные школьники перегружены различной информацией из Интернета, телевидения, прессы, но им катастрофически не хватает общения с умными, чуткими взрослыми. В итоге формирование нравственности и интеллектуальных запросов часто идет не в ту сторону даже в приличных семьях.

— Но ведь в детстве и раннем школьном возрасте именно родители должны формировать кругозор и литературные вкусы ребенка. Получается, что они стоят сегодня в стороне?
— А чему удивляться? У нас выросло уже не одно поколение нечитающих родителей. Во многих семьях даже не слышали о такой форме общения с ребенком, как чтение перед сном или совместное чтение. Зачем? Есть же мультики!

Но, к счастью, это не повсеместно. Часто, приходя в библиотеку, дети просят дать такие «немодные» произведения, как «Динка прощается с детством», «Васек Трубачев и его товарищи» и др.

Оказывается, книгу посоветовала мама или бабушка. Таким образом взрослые пытаются передать своим детям то, что когда-то запало в их душу.
Читающих детей и родителей мы стараемся поощрять. В нашей школе ежегодно вручается премия имени Владимира Тарасова и в этом году впервые была введена номинация «Самая читающая семья».

— А что сегодня предлагает школьная библиотека? Достаточно ли ее фонда?
— В 2007 году мы участвовали в проекте «Школьная библиотека как социокультурный центр» и получили денежный грант на приобретение справочной и художественной литературы. Пока масштабных финансовых вливаний больше не было. Фонд обновляется в основном через благотворительные акции.  На подаренной книге ставится штамп, где указана фамилия и класс ученика, которым она была пожертвована. Остается память и для детей, и для школы.

— А что читают дети не по программе?
— Если брать младшие классы, то сказки, стихотворения, детскую классику (Осеева, Драгунский, Носов, Успенский, Волков и др.).

В среднем звене количество читающих резко убывает. Долгое время бестселлером были книги о Гарри Поттере, но в последнее время интерес к нему поубавился. Популярностью неизменно пользуются различные детективы, ужастики.

Берут те книги, которые по­нравились друзьям. По библиотечным формулярам это хорошо прослеживается.  

Что касается старшеклассников, то сложно сказать об их предпочтениях. В этом году книги из списка литературы на лето взяли хорошо если пять человек из параллели девятых классов. Но это еще ни о чем не говорит. Старшеклассники могут посещать другую библиотеку, или книги есть дома, или читаются  произведения в электронном виде.

Есть и еще одна тенденция: все чаще произведения, которые проходят по школьной программе, не читают, а смотрят.

— Но ведь фильм не может полностью передать содержание книги.
— В этом и дело. Возьмем последнюю картину Сергея Урсуляка «Тихий Дон» (2015 год), которая была снята при поддержке государства и получила несколько престижных премий, эпизод о том, как Григорию нужно к утру напоить и почистить коня для брата, а герой лег спать только под утро. В книге говорится, что сквозь дрему Мелехов слышит ржание, через силу встает и идет поить лошадь. А в фильме эпизод построен так: Гришка спит после гулянки, а отец будит его ударом арапника.

То есть в книге показана степень ответственности героя, а в фильме, наоборот, безответст­венности. Я знаю текст, и такое толкование меня коробит.

Ну и, конечно, фильмы не могут ответить на вопросы, поставленные в книге.

— Считается, что Интернет хуже развивает мыслительную деятельность, чем работа с книгой. Вы с этим согласны?
— В Сети можно найти много полезного, но и мусора предостаточно. Плюс работа с книгой предполагает активный поиск, а тут ввел запрос, скопировал, распечатал. Все это приводит к формальному подходу при подготовке уроков. Задание выполнено, а что получилось в итоге, многие даже не читают.

Но есть у нас и дотошные ребята, которые в хорошем смысле «достанут», требуя новые книги. С ними очень приятно работать, они неординарно мыслят.

— Как вы относитесь к проекту о переходе на электронные учебники?
— Отрицательно. Хотя бы потому, что текст на электронных носителях читать сложней. У школьников и так катастрофически падает зрение, они слишком много времени проводят с гаджетами.

— Какие советы вы бы дали родителям, желающим привить детям интерес к чтению?
— Побольше времени проводить вместе, как можно чаще с детьми разговаривать. И не только на бытовые темы, а обо всем на свете, делиться впечатлениями, пересказывать ребенку прочитанное самим.

Хочется отметить, что Интернет Интернетом, но пока хоть один ребенок идет в библиотеку за книгой, надеясь найти в ней ответ на беспокоящий его во­прос, «аптеки для души» будут нужны!

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное