На смену «Красному гиганту»

На смену «Красному гиганту»

Летом 2013-го должен заработать завод, который втрое перекроет нынешние потребности Пензенской области в цементе

Год назад у нас в газете публиковался материал про строительство завода, который возводит ООО «Азия Цемент». Писали коллеги-районщики. Возникла неожиданная проблема — не было фотографий. То есть они были, конечно, но «не айс»: поля бескрайние в сумерках, черный котлован в серой земле, железные прутья… Унылая унылость.

А тут нашего фотографа отправляют в Заречный, и составить мне компанию в Никольск он не может.
— Ну уж дыру в земле ты и сама щелкнешь, — сказал фотокор.  
А еще меня всегда смущало, что Международный инвестиционный форум в Пензе, где было подписано соглашение о строительстве предприятия, позиционировался как площадка высокотехнологичных инноваций. Что же такого в цементе высокотехнологичного? Вот если бы выпускать, скажем, аналог робота да Винчи...

Это я к тому, уважаемый читатель, чтобы вы поняли мое  удивление, когда мы миновали лес, какую-то деревню с провалившимися крышами, выехали на простор — и взорам нашим торжественно предстала в зимней дымке… заправка для инопланетных космолетов. Таким мне показался завод — из-за масштабов, необычности строений и обилия серого с оттенком металлик.
— Да это одно из самых больших производств в Пензенской области! — чуть погодя изливала я восторги на заместителя директора Владимира Агафонова.
— Самое большое, — поправил он с плохо скрываемым удовольствием. — Знаете, сколько здесь бетона?.. Потом скажу, в ОКСе посчитают.   

Привет из мезозоя
Никольск у нас, пензяков, всегда ассоциировался с хрусталем, который производили на «Красном гиганте». Хрусталь — стекло, а его, как известно, делают из песка.
Оказывается, под Никольском залежи не только песка, но и мела, других осадочных пород. В мезозойскую эру на этой территории плескался доисторический океан и плавали динозавры.

Про мел знали всегда, но при советской власти заняться им не доходили руки. Большинство людей, с кем мы общались по поводу цементного завода, на третьей минуте разговора непременно добавляли, что «Азия Цемент» — это еще не все.

Весной неподалеку начнется строительство второго завода, который тоже будет выпускать вяжущие материалы. Если нынешняя стройка — китайский проект, то будущая — датские технологии. Инвестиции сопоставимы с проектом ООО «Азия Цемент», а оно вкладывает 11 миллиардов рублей.
Возвращаясь к мелу. Только разведанных запасов его хватит на 120 лет.
Объем выпускаемой цементным заводом продукции запланирован в 4 миллиона тонн ежегодно. Это означает, что завод троекратно перекроет нынешние потребности региона в цементе.

How it’s made?
Год назад здесь действительно не было ничего. А теперь монументальные объекты.  Когда я смотрела на одну из башен, с моей запрокинутой головы свалилась каска. Еще бы: 92 метра высоты!

О технологии производства цемента сухим способом, которая будет использоваться на предприятии, рассказал заместитель главного технолога Руслан Пономарев. Он как-то очень соответствовал здешнему пейзажу — тоже высокий, молодой, чувствуется, что профессионал экстра-класса. В душе шевельнулся местечковый патриотизм, когда Руслан сообщил, что прежде он работал на ОАО «Мордовцемент», однако никольский проект, пожалуй, круче.  

Сухой способ более экономичный, менее энергоемкий в сравнении с традиционным мокрым. Несколько лет назад лишь 15 процентов российских заводов использовали передовую технологию, тогда как на Западе — все 80. На ОАО «Мордовцемент», к слову, на нее перешли в 2011 году.
Всякое производство, увы, влияет на экологию. Здесь в процессе химического разложения мела и мергеля выделяется углекислый газ. В принципе, это вносит лепту в общепланетарный парниковый эффект.

Руслан Пономарев:
— Но китайцы строят такие заводы по всему миру, производства современные, очень продуманные с точки зрения безопасности. Выбросы углекислого газа и вредных веществ в атмосферу будут минимальны.          
На фотографии вы можете видеть шесть гигантских труб (их называют силосами). Это склады для цемента различных марок. Отсюда пензенский продукт отправится в вагонах или в машинах к конечным потребителям, чтобы обернуться затем по всему Поволжью новыми домами и производственными зданиями.     

О беге трусцой и смысле жизни
Лишь один вопрос поставил в тупик всезнающего заместителя главного технолога: как переводятся китайские иероглифы на белых транспарантах, висевших на стройплощадке там и сям.  
За Пономарева ответила Светлана Содномова — переводчица, единственный человек на триста верст окрест, кто знает китайский. Ничего криминального, по ее словам. Призывы соблюдать технику безопасности. Ударным трудом приближать наступление светлого будущего. И просто название — дескать, цементный завод на Пензенской земле.    

Строителей-китайцев (а их тут тысяча человек) все никольские управленцы очень уважают.   
Работают быстро и хорошо. Были учения по линии МЧС. Гости из Поднебесной так внимали тому, чему их учили, явились в белоснежных рубашках и при галстуках, как на особо важное мероприятие, — некоторые наши соотечественники даже смутились.  Мы-то, если честно, многое делаем «для галочки»...

Живут китайцы на территории завода, но для некоторых снимают квартиры в поселке Сура и самом Никольске. Один из китайцев приводил в восхищение всю районную администрацию, из окон которой было видно, как он каждое утро в одно и то же время бегает трусцой.
Те, которые снимают квартиры, ведут себя тихо, замкнуто, все контакты — вежливые кивки головой при встрече.  
Я с любопытством смотрела на сосредоточенных людей, одетых в камуфляж и нелепые шапки-ушанки. Редко кто из них отзеркаливал мою улыбку. Люди были погружены в работу.

… В Пензе таял снег, а здесь, на равнине, дул ветер и мороз пробирал до костей.
В финале встречи заместитель директора Владимир Агафонов вышел из кабинета «на минуточку» и пропал.
Стало как-то неудобно. 17 июля завод должен начать работу, люди заняты, а тут «ходют всякие, отвлекают»...

Но ведь завод нужен не только тем, кто вложился в проект, кто будет здесь трудиться. Он важен для всех пензяков, и не только потому, что мы будем покупать цемент...
В моей дикой молодости нас учили, что человек покоряет природные стихии — преодолевает силу земного притяжения, опускается в глубины океана, расщепляет атом и прочая, прочая… При всех издержках это было формирование осмысленного проживания, полагание своего труда как части общего прогресса. А что составляет основу нашей умственной жизни сегодня? Скидки в магазине? То, что бройлеры в соседнем супермаркете на рубль дешевле? Остатки душевных сил съедает ненависть к ЖКХ. На этом заводе ты чувствуешь себя не жалким обывателем, а частью человечества, которое за последние столетия совершило столько открытий и создало столько передовых технологий...

Но одна мысль не давала покоя: а когда китайцы сдадут нам завод, будем ли мы его достойны? Почему я спрашиваю? В свое время закупали интерактивные доски, и они лежали в школах не распакованные. Ставили в больницах томографы, а одна деталь сломается — и полгода оборудование не работает. Получение цемента — это непрерывный процесс, действительно высокотехнологичный, поскольку автоматизированный, компьютеризированный; сбой на каком-то одном участке остановит всю линию. Мы справимся?

Размышления прервал Владимир Иванович. Он вошел с бумагой, глаза блестели.
— Вот тут ОКС посчитал… В стройку уже закачано бетона (торжествующая пауза)… 80 тысяч метров кубических!

Признаться, я и кубический метр с трудом представляю. Моя реакция Владимира Ивановича разочаровала. Вот незадача.
— А откуда бетон-то?
— У нас свои бетонные узлы. А цемент завозим из Ульяновска и Мордовии.
— Значит, соседи на нашей стройке наварились?
— Да… В последний раз. Когда завод заработает, пензяки будут на соседях навариваться, — не удержался от местечкового патриотизма и Владимир Иванович, широко улыбнувшись.  
   
Об инвесторах
Считается, что проект строительства цементного завода состоялся в огромной степени благодаря Апасу Джумагулову.
Апас Джумагулович Джумагулов — премьер-министр Киргизии в 80—90-х годах XX века, посол Киргизии в ФРГ, Святом престоле, королевствах Швеции, Дании и Норвегии, Азербайджане, Армении, Грузии и Финляндии, а также в России (2005—2007).
В настоящий момент — председатель совета директоров ООО «Азия Цемент» (г. Москва).  В свое время учился в Московском нефтяном институте им. Губкина.  Специальность — горный инженер-геолог. Доктор геолого-минералогических наук.
Во время прошлогоднего визита Джумагулова в Пензу губернатор Василий Бочкарев  называл его «настоящим патриотом земли Пензенской».

700 рабочих мест  
В прошлом году, хотя завод еще не работает, уже поступило налогов в районную казну на 6 миллионов рублей, или 7 процентов от всех налогов.
Когда же цемент «пойдет», это наполнит районный бюджет деньгами, как ливень — пересохшие русла рек.
— У знакомых сын окончил институт, собирался в Пензу уезжать, а теперь работает на заводе, остался на малой родине, — рассказала замглавы по экономике администрации Никольского района Валентина Прокина. — Насколько я знаю, будет создано 700 рабочих мест.

… В поселке Сура мы увиделикрасивый 27-квартирный дом, практически готовый к новоселью. Там будут жить сотрудники завода. Еще один «трехэтажник» закладывается по соседству. Обещано построить и коттеджный поселок на 40 домов.
Плюс поселок Сура получит оптоволоконную линию для телефонии и Интернета, систему канализации (ее в поселке никогда не было), детсад.
Кстати, зарплата обещана вдвое выше, чем средняя по экономике региона.

ГДЕ У НИХ КНОПКА?
— Китайские строители — кто они? — спросила я у переводчицы Светланы.
— Самые различные люди — и молодые, и постарше, большинство мужчины, но есть и женщины. Одинокие, семейные — каких-то особых критериев для отбора не было.
— Что больше всего из здешнего их удивляет?  
— Что вокруг так много пустой земли, на которой ничего не растет и никто не живет.
— А что вас удивляет в китайцах?  
— Что у них как будто есть кнопка: в восемь часов ее нажимают — и люди работают как заведенные до конца рабочего дня, с перерывом на обед. Без перекуров, без передыхов, без каких-либо напоминаний. Просто как роботы.

А еще достойно удивления, что в свое время СССР построил в Поднебесной заводы (если верить Интернету, 165 крупных. — Авт.), фактически заложив новые отрасли экономики. А теперь КНР несет нам прогресс. Сейчас ее экономика примерно равна американской. По общему количеству фабрик и заводов Китай занимает первое место в мире! Они всего этого добились за 30 лет.
Большинство производимых товаров — мэйд ин Чина. Как пошутил однажды Дмитрий Нагиев, все, что ни делается, делается в Китае.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное