Охотники за разумом: почему пензенцы платят деньги за лекции по физике

Охотники за разумом: почему пензенцы платят деньги за лекции по физике

Энтузиасты, считавшие научное просвещение главным делом своей жизни, были во все времена. Знания разрывали их изнутри, вызывая потребность поделиться с другими. Увы, эта благородная миссия мало кому шла на пользу. И мифический Прометей, и реально живший Джордано Бруно жестоко поплатились за бесценный дар своей мудрости.

Да и в нашей стране до последнего времени любителей порассуждать на интеллектуальные темы не особо поощряли, а бывало, что и называли пренебрежительно «ботаниками». Массово насаждавшиеся в советскую эпоху научно-популярные лекции большой  популярностью не пользовались, с них было принято сбегать. 

И как бы удивились мученики науки, узнав, что в наше время в городе Пензе публика готова платить деньги за лекции по физике, химии и другим «нудным» дисциплинам!

Современные Прометеи

Исполнительный директор музея занимательных наук «Реактор» Руслан Кондратьев поведал нам о перипетиях судьбы современных Прометеев:

— Когда мы только заходили на рынок интеллектуальных развлечений, у нас были серьезные сомнения в том, сможем ли мы заинтересовать людей научным шоу. А сейчас наша главная проблема — конкуренция со стороны множества агентств развлечений, которые за деньги демонстрируют всем желающим чудеса науки!

Руслан проводит нас по экспозиции, чтобы объяснить внезапно возникшее влечение публики к знаниям. Линиями на полу помещение разделено на секторы, в каждом из которых таится свой научный феномен. Один из них называется «правильное зеркало». Отраженный в нем текст можно читать как обычно, а не в перевернутом виде.

В следующем секторе мы натыкаемся на «домашнего робота». Миниатюрный носитель искусственного интеллекта на колесах обожает играть с посетителями в логические игры. Всех обыгрывает и сбивает спесь со всезнаек надолго. 



Потом меня удивляли «вечный двигатель Леонардо да Винчи», «искусственная молния», «линза для звука» и множество других устройств для повышения IQ. Находясь в  эпицентре этого пиршества интеллекта, с удивлением узнаю, что 90 процентов экспонатов изготовлены сотрудниками музея. 

В прошлом году их команда выиграла на форуме «iВолга» грант на 200 тысяч рублей. Такая же сумма поступила в рамках программы поощрения технического творчества от губернатора Пензенской области. Эти деньги позволили приобрести 3D-принтер и другое оборудование, чтобы демонстрировать школьникам и студентам  законы физики и химии. Государство выручило не только деньгами, но и площадями в бизнес-инкубаторе «Татлин». Чувствуя такую поддержку, команда Руслана с еще большим энтузиазмом занялась научно-техническим творчеством.

— Каждый год мы обновляем экспозицию. Начинаем с того, что все сотрудники предлагают свои идеи занимательных экспонатов. Затем отбираем самые оригинальные и приступаем к производству, — говорит Руслан.

Объединяйтесь и творите 

Но отлаженный механизм рождения инноваций еще не гарантирует победу в конкуренции. Интернет уже изобилует объявлениями о предлагаемых «шоу с жидким азотом», электрических и химических шоу, научных квестах и квизах (викторинах).

Познавательные представления проходят на свадьбах, корпоративах, детских праздниках и стоят приличных денег. 

В битве с этими «охотниками за разумом» сотрудники музея «Реактор» повели себя как истинные ученые — вошли в  системную кооперацию с профессиональными инноваторами, в том числе с центрами новых информационных технологий (ЦНИТ). 



В Пензенской области их 17 — это больше на душу населения, чем в Москве! В основном они расположены в зданиях средних школ. Преподаватель технологии средней школы № 4 г. Никольска Андрей Барышев рассказал о том, как создавался научно-просветительский кластер Сурского края.

— Три года назад мы с коллегами-учителями заявили о намерении создать ЦНИТ «Техник» на базе школы. Правительство области выделило нам  на закупку оборудования  5 млн рублей. Теперь у нас есть 3D-принтер, станки: лазерный, лазерно-гравировальные, фрезерный и токарный с ЧПУ и другие инструменты, необходимые для того, чтобы воплощать бесконечные идеи наших школьников. Все созданные изделия дети забирают себе, показывают друзьям и родственникам, заражая и их вирусом научно-технического творчества.

Сотрудники никольского ЦНИТа и музея «Реактор» регулярно приезжают в гости друг к другу, привозят с собой учеников, обмениваются идеями и экспонатами. Кроме того, несколько раз в месяц инноваторы сами посещают школы, детские сады и другие ЦНИТы.

Учитель физики средней школы № 9 города Каменки Тамара Петряева так описывает свои ощущения от совместной работы:

— Я постоянно привожу учеников к своим коллегам. Например, мы посещаем все экспозиции Пензенского музея «Реактор». Каждый раз наслаждаемся  только что созданными  научными «вкусностями». Это как открытие нового театрального сезона. А увиденные нами феномены становятся темами моих уроков физики.

Переоценка ценностей 

Привлеченная таким образом огромная армия фанатов обогащает пензенских инноваторов новыми приемами работы с публикой и дает им серьезное преимущество в конкуренции с чисто коммерческими агентствами развлечений.

Именно массовая аудитория и глубокое знание предмета выделяют энтузиастов науки из толпы заурядных шоуменов, таскающих с собой емкости с жидким азотом. Впрочем,  растущее количество желающих заработать на «умных» развлечениях — это добрый знак. 

Потребности общества ключевым образом изменились после внедрения ЕГЭ в систему образования. На фоне все возрастающих денежных затрат на репетиторов родители начали осознавать, что интеллект их детей становится главной «валютой». Не менее важной для будущего, чем метры жилплощади. 

Теперь мамочки не довольствуются тем, что дети скачут на батутах и резвятся на качелях, а всерьез озабочены их умственным развитием. Наступает золотой век для энтузиастов научного просвещения. А разгорающийся среди пензенцев голод познания возвращает нас к мечте Михаила Ломоносова, «что может собственных Платонов// И быстрых разумом Невтонов// Российская земля рождать».

Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке